Главная причина роста цен на бензин — отсутствие здоровой конкуренции на рынке нефтепродуктов

Нефтянка: налоговый маневр и цены на бензинГлавная причина роста цен на бензин в России — отсутствие здоровой конкуренции на рынке нефтепродуктов. Такое мнение высказали эксперты в ходе онлайн-конференции «Нефтянка: налоговый маневр и цены на бензин». Помогут ли принятые правительством меры по снижению акцизов на бензин и дизтопливо с 1 июня урезонить стремительный рост цен? И как реально в России можно это сделать?

Цены на топливо вряд ли понизятся, но снижение акциза в совокупности с падением стоимости нефти и уходом экспортного паритета в сторону внутреннего рынка поможет стабилизировать динамику, считает Оксана Лукичева, аналитик по товарным рынкам «Открытие Брокер». В то же время она полагает, что единственно верным решением было бы отпустить цены. «Поскольку цены на топливо остаются регулируемыми, а структура внутреннего рынка такова, что если цены отпустить, то они сразу взвинтятся до уровня мирового рынка и станут 80-100 рублей. Это вызовет несомненный шок у населения и экономических субъектов. Зато по таким ценам рынок внутри России сразу наводнится топливом и цены должны будут пойти вниз, скажем, к уровню 45-55 рублей/литр. Лишь затем наступит нормализация рыночного состояния и ситуация будут выправляться без лишнего вмешательства. В принципе уход от ручного регулирования цен на топливо есть единственно верное решение, но для этого должен быть подходящий момент. Пока что власти опасаются это делать», — поясняет свою позицию эксперт.

С ней солидарен Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК «РЕГИОН». По его мнению, принятые властями решения на время остановят рост, однако, если цены на нефть и дальше будут идти вверх, то и бензин через некоторое время возобновит рост. «На мой взгляд, наиболее хорошим регулятором цен является развитие конкуренции, в том числе со стороны импорта. Другой вопрос, что ни правительство, ни бизнес, ни общество к этому пока не готовы. Скажем, сейчас Россия закупает в Иране до 5 млн тонн нефти в год — это небольшой источник, но нужно с чего-то начинать. Пока же Россия закупленную нефть поставляет в третьи страны, которые ее перерабатывают и сами потребляют полученные нефтепродукты», — комментирует Вайсберг.

Старший аналитик ИК QBF Роман Кузнецов считает, что единовременное снижение акцизов никаким образом не повлияет на цену, поскольку лишь позволит нефтепереработчикам сократить убыток. «Себестоимость топлива в нашей стране на 60% определяется акцизными и налоговыми сборами, а сам процесс реализации бензина для многих производителей попросту убыточный», — поясняет он. По мнению эксперта, реальным способом понизить цены можно лишь проведением планомерной работы по развитию конкуренции в отрасли при постепенном снижении фискальной нагрузки на производителей.

«Сегодня оптовые цены на топливо почти не отличаются от розничных (в среднем по РФ), разница-около рубля, — комментирует Алексей Калачев, аналитик ГК «ФИНАМ». — Для стабильной работы розничных сетей этого явно недостаточно. Снижение пошлин добавит около 2,20 на литр по бензину и около 1,70 по ДТ. Но это не вопрос динамики, а вопрос рентабельности розницы. Динамика будет все равно определяться вектором оптовых цен, т.е. ценой нефти и курсом рубля. При текущей динамике на рынке нефти достаточно предпринять меры по укреплению рубля, чтобы остановить рост розничных цен. Если это неприемлемо для ЦБ, остается только регулирование с помощью пошлин: повысим пошлину — остановим цены», — констатирует эксперт.

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности, согласен с тем, что снижением акцизов можно на какое-то время остановить рост цен на топливо, но это поверхностная, вынужденная мера, а потому неэффективная. «Сложившая олигополия на внутреннем рынке нефтепродуктов — главная причина роста цен на бензин, убежден эксперт. — Стабилизировать внутренний рынок заявленными мерами — введением заградпошлин при необходимости и коррекцией акцизов вниз, в принципе можно. Но по-настоящему действенна только одна единственная мера — ручной режим, что в принципе мы и видим. Только власти прибегают к нему не бессрочно, а в периоды кризисов. Смены же уклада — в пользу здоровой рыночной конкуренции — на российском рынке нефтепродуктов пока не просматривается — степень картелизации по-прежнему высока. Развитие биржевой составляющей, и упреки ФАС в нарушениях поведения нефтекомпаний на топливном рынке — это все еще малоэффективные истории для «обуздания» сегмента сбыта нефтепродуктов», — констатирует эксперт.