Генеративный ИИ — ускорился вывод приложений на рынок, но не эмитентов на биржу

Аналитики «Финама» подготовили стратегию по TMT-сектору, в которой представили прогнозы и рекомендации на 2024 год. Драйверами развития TMT-рынка выступают точки приложения технологий в торговой, финансовой и медийной отраслях — электронная коммерция, реклама, финтех и игры.

По оценке Next Move Strategy Consulting, глобальный рынок искусственного интеллекта (ИИ) в 2023 году составил $208 млрд, а в 2030 году достигнет $1,8 трлн. Сегмент генеративного ИИ, к которому относится популярный бот ChatGPT, в предстоящие годы будет расти с CAGR 34% и к концу десятилетия достигнет $111 млрд. Долгосрочный спрос на ИИ уже предъявляет оборонный сектор, заказы которого поддерживают индустрию, пока бизнес экспериментирует с пилотными проектами.

Исследователи PwC обратили внимание на скорость, с которой приложения ИИ завоевывают рынок. Пользовательскую аудиторию в 100 млн человек умный чат-бот ChatGPT захватил всего лишь за 2 месяца, в то время как у TikTok ушло на это 9 месяцев, у Instagram — 2 года и 4 месяца, у WhatsApp — 3,5 года (Instagram и WhatsApp принадлежат Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ), а у YouTube —  более 4 лет. На наш взгляд, скоростью распространения ChatGPT, в отличие от предшествующих любимцев аудитории, обязан в первую очередь влиянию масс-медиа, а не вирусному фактору. Проект OpenAI, разработчик ChatGPT, был основан в 2015 году. Но только анонс корпорации Microsoft рекордных инвестиций в $10 млрд в генеративный ИИ обеспечил тотальное медийное покрытие и быстрое завоевание аудитории. Главное отличие — не в особенных потребительских свойствах генеративного ИИ, а стратегии Microsoft сделать ИИ обязательной частью бизнес приложений, а то и захватить часть рынка поисковой рекламы. 

Источник — ru.freepik.com

Затраты традиционного бизнеса на внедрение генеративного ИИ далеко отстают от вложений бигтеха. По данным опросов Gartner, доля компаний, внедривших генеративный ИИ, в ноябре 2023 года составляла лишь 10%. При этом внедрение затрагивает не основной производственный процесс, а продажи, маркетинг и CRM, а также собственно IT-подразделения.

Доля компаний, внедривших генеративный ИИ

Направления внедрения генеративного ИИ в компаниях. Использованы данные Gartner.

Неудивительно, что пионерами внедрения ИИ в бизнесе выступают компании финансового сектора, цифрового маркетинга и ритейла, а также разработчики компьютерных игр.

По нашему прогнозу, затраты предприятий на генеративный ИИ в 2024 году удвоятся и составят $20 млрд. Сохранят активность и венчурные инвесторы, которые, по данным PitchBook, только за прошлый год вложили $29,1 млрд в 700 проектов генеративного ИИ. Однако от венчурного бума до размещения акций на фондовом рынке — не менее пяти лет. Единственным крупным размещением 2024 года в сегменте ИИ стало IPO разработчика микросхем Astera Labs (NASDAQ: ALAB). Успеху этого IPO помогли прогнозы перспектив, в частности, прогноз Deloitte роста рынка процессоров для ИИ до $50 млрд в 2024 году, а в 2027 году — до половины полупроводниковой индустрии. 

На аналогичных ожиданиях акции NVIDIA (NASDAQ:NVDA) с начала года выросли на 85%, а капитализация компании составила $2,2 трлн, уступая лишь Microsoft и Apple. Бигтехи остаются для фондового рынка наиболее очевидным способом вложения в ИИ, что и поддерживает высокую стоимость их акций.

* Сообщение носит информационный характер, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией или предложением приобрести упомянутые ценные бумаги. Приобретение иностранных ценных бумаг связано с дополнительными рисками.

Источник: Finam.ru