Fitch видит риски для некоторых российских городов ЧМ-2018

Некоторые российские регионы не имеют финансовых возможностей содержать свои объекты чемпионата мира по футболу 2018 года в долгосрочной перспективе, и это может сказаться на их кредитоспособности, отмечает Fitch Ratings. Вместе с тем инфраструктура, в частности, дороги и аэропорты, построенные для Чемпионата мира, должна улучшить потенциал экономического роста, а увеличение туризма обусловит небольшое повышение доходов для городов и регионов в краткосрочной перспективе.

В течение следующего месяца одиннадцать российских городов будут принимать чемпионат мира по футболу. Вотличие от предыдущих крупных международных спортивных мероприятий, включая Олимпийские игры в Сочи 2014 года, Универсиаду 2013 года в Казани и чемпионат мира по футболу в Бразилии 2014 года, российским городам и регионам удалось избежать существенного увеличения долговой нагрузки в связи с проведением чемпионата. Основные расходы взяли на себя федеральное правительство и частные инвесторы.

«Сдерживание наращивания долга, связанного с проектами в рамках чемпионата, было важным для рейтингов региональных органов власти, иначе это могло бы развернуть общий тренд на снижение долговой нагрузки. Суммарный региональный долг снизился на 31 млрд. руб. до 2,23 трлн. руб. в прошлом году (2,5% от ВВП). Это первое снижение в абсолютном выражении за более чем десятилетний период. По нашим оценкам, медианный уровень расходов, связанных с чемпионатом мира, составлял 13% от годовых доходов за 2017 г. и около 20% от аккумулированного долга по состоянию на конец 2017 г. В то же время в Бразилии госдолг рос более быстрыми темпами в период проведения чемпионата мира и непосредственно после этого. Госдолг Бразилии увеличился на 32,4% в 2015 г., составив 205 млрд. бразильских реалов, или 3,4% от ВВП Бразилии», — отмечено в обзоре Fitch.

Как заработать на Чемпионате мира по футболу 2018?

Эксперты агентства полагают, что российские местные и региональные органы власти будут иметь лишь небольшое увеличение доходов за счет чемпионата мира, как и в случае с местными и региональными органами власти во время чемпионата мира 2014 года в Бразилии. Гостиничные налоги и создание временных рабочих мест увеличили налоговые поступления местных и региональных органов власти Бразилии менее чем на 5% в период чемпионата. Показатель заполняемости гостиниц в 12 бразильских городах, принимавших чемпионат мира, во время матчей составлял 77%, и самые высокие показатели были в Рио-де-Жанейро при заполняемости в 92% (согласно данным Форума операторов отелей в Бразилии). Безработица снизилась до исторического минимума в декабре 2014 г., составив 4,3%, но выросла до 11,5% в 2016 г., согласно ежемесячной статистике занятости Бразильского института географии и статистики.

«После завершения чемпионата мира от российских регионов может потребоваться оплачивать содержание стадионов. Более крупные российские регионы, включая Москву и Санкт-Петербург, должны иметь возможность принять на себя годовые расходы по содержанию данных объектов приблизительно в 400 млн руб., или 6,4 млн долл., без существенного влияния на кредитоспособность. Годовые доходы этих городов, как правило, превышают 150 млрд руб., или 2,4 млрд долл. Для небольших или финансово слабых регионов дополнительные расходы на содержание стадионов будут существенной нагрузкой, поскольку их годовые доходы находятся в диапазоне от 35 млрд руб., или 0,6 млрд. долл., до 85 млрд руб., или 1,4 млрд долл», — рассчитали аналитики Fitch.

Примером такого региона является Республика Мордовия. По мнению экспертов агентства, Мордовия имеет значительный долг, низкий операционный баланс и, как и другие российские регионы, слабую институциональную среду. В последние годы Мордовия имела высокий дефицит, в среднем на уровне 18% в 2013-2017 гг. и на пиковом уровне в 27% в 2017 г., ввиду значительных капитальных расходов, связанных с чемпионатом мира. В то же время сглаживающим фактором является тот факт, что около 63% долга Мордовии – это долг перед федеральным правительством под годовую процентную ставку в 0,1%.

«Мордовия имеет и другие факторы риска, свойственные более слабым регионам, такие как экономические показатели ниже среднероссийского уровня, что обуславливает слабый налоговый потенциал и низкие операционные балансы. Бюджетная гибкость также является невысокой, включая низкую автономность в установлении налоговых ставок», — заключают аналитики Fitch.