Инвестиционная идея
Совкомфлот — крупнейшая судоходная группа компаний в России, один из мировых лидеров в области морской транспортировки сжиженного газа, сырой нефти и нефтепродуктов, а также обслуживания и обеспечения морской добычи углеводородов.
Целевая цена на 12 мес. составляет 113 руб. на акцию, что предполагает потенциал роста 24%. Рекомендация — «Покупать».
Совкомфлот |
|
Рекомендация |
Покупать |
Целевая цена |
113 руб. |
Текущая цена |
91,3 руб. |
Потенциал |
24% |
* Совкомфлот играет важную стратегическую роль в обслуживании крупных энергетических проектов страны и работает с крупнейшими представителями нефтегазовой отрасли. В числе клиентов компании — Газпром, ЛУКОЙЛ, НОВАТЭК, Royal Dutch Shell, ExxonMobil, Chevron и др.
* Объем законтрактованной выручки составляет $ 24 млрд, что превышает выручку 2019 года в 14 раз. Выручка компании номинирована в долларах, что обеспечивает защиту от девальвации рубля.
* По итогам 9 мес. 2020 года выручка увеличилась на 22,1% г/г и составила $ 1069,8 млн, а чистая прибыль акционеров подскочила на 113,9% г/г, до $ 248,8 млн.
* По итогам 2020 года Совкомфлот планирует выплатить не менее 50% чистой прибыли по МСФО, и дивиденды могут составить $190 млн, или 7,1 руб. на акцию, с доходностью 7,8%.
Описание эмитента
Совкомфлот — крупнейшая судоходная группа компаний в России, один из мировых лидеров в области морской транспортировки сжиженного газа, сырой нефти и нефтепродуктов, а также обслуживания и обеспечения морской добычи углеводородов. Компания участвует в обслуживании крупных энергетических проектов в России и за ее пределами: «Ямал СПГ», «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Приразломное», «Новый порт», «Варандей», «Тангу».
Основные показатели обыкн. акций |
|||||
Тикер |
FLOT |
||||
ISIN |
RU000A0JXNU8 |
||||
Рыночная капитализация |
$2994 млн |
||||
Enterprise value (EV) |
$6224 млн |
||||
Мультипликаторы |
|||||
P/ELTM |
11,2 |
||||
P/E2021E |
9,6 |
||||
EV/EBITDALTM |
7,3 |
||||
EV/EBITDA2021Е |
6,9 |
||||
Финансовые показатели, млн $ |
|||||
Показатель |
2018 |
2019 |
2020П |
||
Выручка |
1520 |
1665 |
1 415 |
||
EBITDA |
542 |
825 |
979 |
||
Чистая прибыль |
-46 |
225 |
380 |
||
Дивиденды |
30 |
25 |
190 |
||
Финансовые коэффициенты |
|||||
Показатель |
2018 |
2019 |
2020П |
||
Маржа EBITDA |
35,60% |
49,50% |
69,23% |
||
Чистая маржа |
-3,00% |
13,50% |
26,83% |
||
ROE |
-1,30% |
6,70% |
9,96% |
||
Чистый долг /EBITDA |
5,87 x |
3,76 x |
2,17 х |
Собственный и зафрахтованный флот, специализирующийся на транспортировке углеводородов из районов со сложной ледовой обстановкой, включает 146 судов общим дедвейтом 12 722 759 тонн и средним возрастом около 9 лет, при этом 80 судов имеют высокий ледовый класс.
В январе 2021 года Совкомфлот и концерн Totalзаключили тайм-чартерный договор, предусматривающий заказ нового газовоза грузовместимостью 174 тыс. куб. м, которым будет владеть и управлять Совкомфлот в рамках грузовой программы Totalсроком до 7 лет. Контракт также содержит опцион на один или два аналогичных газовоза.
Компания генерирует выручку от обслуживания шельфовой добычи углеводородов, транспортировки энергоносителей (сырой нефти, сжиженного газа и нефтепродуктов) и предоставления прочих морских услуг.
Формирование выручки (2019 г., млн $, справа) и структура активов по бизнес-сегментам (слева)
Источник:данные компании
Сравнение публичных компаний-аналогов по EBITDAза 2019 г. (млн $)
Источник:Reuters
Стратегия развития до 2025 года
В соответствии со Стратегией развития компаниидоля флота, обслуживающего индустриальные проекты в рамках долгосрочных договоров фрахтования, может достичь 40–50% к 2025 году, а доходы от эксплуатации данных судов — до 2/3 от совокупной выручки предприятия.
Ключевые направления Стратегии-2025:
- сохранение фокуса на транспортировке энергоносителей (сырой нефти, сжиженного газа и нефтепродуктов) и обслуживании шельфовой добычи углеводородов;
- наращивание доли индустриального бизнеса с акцентом на наиболее доходных сегментах конвенционального бизнеса;
- укрепление позиций в ключевых сегментах мирового рынка с концентрацией на обслуживании крупных национальных проектов в сложных климатических и ледовых условиях, а также перевозках сжиженного газа в рамках международных проектов ведущих нефтегазовых компаний;
- обеспечение безопасности мореплавания, уменьшение негативного воздействия на окружающую среду;
- внедрение инновационных технических и технологических решений.
Факторы привлекательности
- Лидер в сфере морской транспортировки в РФ. Компания играет важную стратегическую роль в обслуживании крупных энергетических проектов страны, которые расположены в сложных климатических и ледовых условиях, так как владеет и управляет одним из крупнейших в мире (по числу судов и дедвейту) флотов челночных танкеров ледового класса, газовозов СПГ и ледокольных судов снабжения.
- Компания работает с крупнейшими представителями нефтегазовой отрасли. В числе клиентов Совкомфлота — Газпром, ЛУКОЙЛ, НОВАТЭК, Royal Dutch Shell, ExxonMobil, Chevron.
- Современный флот.Собственный и зафрахтованный флот, специализирующийся на транспортировке углеводородов из районов со сложной ледовой обстановкой, включает 146 судов общим дедвейтом 12,7 млн тонн и средним возрастом около 9 лет, при этом 80 судов имеют высокий ледовый класс. Кроме того, портфель судостроительных заказов включает 26 судна, которые планируются к поставке в 2022–2025 гг.
- Мировой рост спроса на СПГ и наращивание производственных мощностей в России будет способствовать увеличению спроса на услуги компании и росту ее бизнеса.
Мировой спрос на СПГ (млн тонн, слева) и мощность производства СПГ в России (млн тонн, справа)
Источник:данные компании
- Защита от девальвации рубля. Выручка номинирована в долларах.
- Объем законтрактованной выручки составляет приблизительно $ 24 млрд,что превышает выручку 2019 года в 14 раз. Средневзвешенный срок действия тайм-чартерных договоров составляет 24,9года.
- Стратегия компании до 2025 годапредусматривает расширение до 40–50% доли флота, обслуживающего индустриальные проекты в рамках долгосрочных договоров фрахтования, а также доходов от эксплуатации этих судов — до 2/3 от совокупной выручки предприятия. В рамках новой стратегии к 2025 году доля долгосрочных контрактов должна вырасти с 54% до 70%.
- Компания проявила высокую устойчивость к кризису. По итогам 9 мес. 2020 года, на время которых пришлась пандемия COVID-19, компания смогла существенно улучшить финансовые показатели. В частности, выручка увеличилась на 22,1%, с $ 876,4 млн за аналогичный период прошлого года до $ 1069,8 млн. Чистая прибыль, в свою очередь, подскочила на 113,9%, с $ 116,3 млн годом ранее до $ 248,8 млн.
- Мы ожидаем рост ключевых показателей Совкомфлота в 2020 году: EBITDA2020Е, по данным Bloomberg, может составить $ 979 млн (+19% г/г), а чистая прибыль — $ 380 млн (+69% г/г).
- Экологичные технологии эмитента добавляют «очки» в рейтинге ESGи обуславливают премию в биржевой оценке акций.Компания внедрила технологии использования экологически более чистого газомоторного топлива при эксплуатации крупнотоннажных танкеров. Так, использование сжиженного природного газа позволяет сокращать выбросы в СO₂на 30%, оксидов азота, серы и сажи — на 94–100%.
- Привлекательная дивидендная политика.Компания каждый год платит дивиденды, и этот год не исключение: планируется направить на выплаты не менее 50% чистой прибыли по МСФО. По нашим оценкам, дивиденд может составить 7,1 руб. на акцию, с доходностью 7,8%.
Приводим ниже историю и прогноз по дивидендам:
Источник:Reuters, прогноз ГК «ФИНАМ»
Отрасль
Мировой рынок танкерных перевозок характеризуется высокой конкуренцией и сильно фрагментирован. Число игроков превышает 3 тыс. Доля группы компаний «Совкомфлот» на фрахтовом рынке не превышает 1%.
В кризис можно ожидать консолидации рынка вокруг крупных игроков с ликвидными балансами и доступом к финансированию, что впоследствии положительно скажется на рентабельности отрасли.
Спрос на танкерные перевозкинаходится под влиянием ряда факторов, среди которых наиболее значимыми являются:
- предложение и спрос на сырую нефть и нефтепродукты;
- наличие перерабатывающих мощностей и хранилищ;
- экономическая ситуация на мировых и региональных рынках;
- расстояния транспортировки нефти и нефтепродуктов;
- конкуренция со стороны других видов транспорта.
Предложение на танкерном рынкетакже зависит от ряда факторов, в частности:
- темпов и объемов поставок новых судов;
- коэффициента утилизации возрастного тоннажа;
- конверсии существующего флота;
- изменений в сфере регулирования отрасли.
В 2019 году наблюдалось сокращение числа введенных в эксплуатацию новых судов, и вкупе с устареванием действующего флота это обусловило замедление снижения темпов роста предложения совокупной мощности.
В первой половине 2020 года ставки фрахта значительно выросли и приближались к уровням 10-летних максимумов, что было вызвано низкими ценами на нефть и повышенным спросом на мощности по хранению. Во второй половине года началась коррекция в силу сезонного фактора — спрос на рынке танкерных перевозок падает из-за летнего снижения спроса на нефть и нефтепродукты, а в 2020 году влияние сезонного фактора усилилось из-за воздействия пандемии коронавируса, а также за счет решения нефтяников снизить объемы добычи, чтобы поддержать стоимость черного золота.
Совкомфлот ожидает улучшения конъюнктуры фрахтового рынка танкерных перевозок и роста ставок после падения в третьем квартале 2020 года.
Финансовые показатели
- Совкомфлот по итогам 9 мес. 2020 года представил впечатляющие результаты по МСФО. Так, выручка компании увеличилась на 22,1% г/г и достигла $ 1,07 млрд, тогда как чистая прибыль, относящаяся к акционерам компании, подскочила на 113,9% г/г и составила $ 248,8 млн.
- Совкомфлот улучшил операционную рентабельность: маржа EBITDA за 9 мес. 2020 года повысилась на 7,8 п. п., до 61,5%. Позитивный эффект обусловлен последовательным устойчивым развитием индустриального сегмента бизнеса Совкомфлота, а также высокими показателями работы конвенционального танкерного флота в первой половине года.
Совкомфлот: финансовые результаты за 3К 2020 и 9М 2020 г. (млн $)
Показатель |
3К20 |
3К19 |
Изм., % |
9M20 |
9M19 |
Изм., % |
Выручка |
287 |
283 |
1,6% |
1 070 |
876 |
22,1% |
EBITDA |
163 |
165 |
-1,3% |
741 |
539 |
37,5% |
Маржа EBITDA |
56,7% |
58,4% |
-1,7% |
69,3% |
61,5% |
7,8% |
Чистая прибыль акц. |
24 |
26 |
-8,8% |
249 |
116 |
113,9% |
Источник: данные компании, расчеты ГК «ФИНАМ»
Совкомфлот: историческая и прогнозная динамика ключевых финансовых показателей (млн$)
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020E |
2021E |
2022E |
2023E |
|
Отчет о прибылях и убытках |
||||||||
Выручка |
1388 |
1435 |
1520 |
1665 |
1 415 |
1 337 |
1 356 |
1 527 |
EBITDA |
661 |
525 |
542 |
825 |
979 |
877 |
882 |
1 055 |
EBIT |
348 |
165 |
187 |
436 |
577 |
476 |
485 |
635 |
Чистая прибыль |
207 |
-113 |
-46 |
225 |
380 |
296 |
293 |
450 |
Рентабельность |
||||||||
Маржа EBITDA |
47,60% |
36,60% |
35,60% |
49,50% |
69,23% |
65,62% |
65,08% |
69,06% |
Маржа EBIT |
25,10% |
11,50% |
12,30% |
26,20% |
40,81% |
35,60% |
35,75% |
41,55% |
Чистая маржа |
14,90% |
-7,90% |
-3,00% |
13,50% |
26,83% |
22,10% |
21,58% |
29,47% |
ROE |
6,00% |
-3,30% |
-1,30% |
6,70% |
9,96% |
7,05% |
6,80% |
9,70% |
Показатели денежного потока, долга и дивидендов |
||||||||
CAPEX |
720 |
618 |
420 |
426 |
-491 |
-173 |
-305 |
NA |
FCFF |
24 |
-72 |
133 |
368 |
165 |
246 |
557 |
383 |
Чистый долг |
2702 |
3084 |
3182 |
3098 |
2 130 |
1 976 |
1 938 |
2 774 |
Чистый долг / EBITDA |
4,09 |
5,88 |
5,87 |
3,76 |
2,17 |
2,25 |
2,20 |
2,63 |
Дивиденды |
98 |
111 |
30 |
25 |
190 |
148 |
146 |
225 |
Норма выплат, % |
47% |
NA |
NA |
11% |
50% |
50% |
50% |
50% |
Источник: Reuters, расчеты ГК «ФИНАМ
Оценка
Мы оценили Совкомфлот сравнительным методом, основываясь на прогнозных финансовых показателях за 2021 год. Наша оценка определяется как среднее арифметическое оценок по мультипликаторам EV/EBITDA2021Е и P/E2021Е.
Компания |
Страна |
EV/EBITDA LTM |
EV/EBITDA 2021E |
P/E LTM |
P/E 2021E |
Совкомфлот |
Россия |
7,32 |
6,90 |
11,19 |
9,55 |
Euronav NV |
Бельгия |
2,88 |
8,72 |
2,74 |
67,79 |
COSCO Shipping Energy Transportation |
Китай |
12,56 |
7,93 |
10,01 |
17,51 |
Mitsui OSK Lines |
Япония |
15,68 |
14,26 |
10,49 |
8,80 |
Nordic American Tanker |
Бермуды |
3,77 |
6,72 |
4,86 |
48,25 |
Tsakos Energy Navigation |
Греция |
4,50 |
5,43 |
7,04 |
4,26 |
MISC Bhd |
Малайзия |
9,93 |
9,12 |
NA |
14,76 |
Медиана |
|
7,21 |
8,33 |
7,04 |
16,13 |
Источник:Reuters, оценки ГК «ФИНАМ»
Оценка по мультипликаторам проводилась по аналогам из развитых и развивающихся стран. Поскольку российский рынок торгуется с дисконтом не только относительно развитых стран, но и развивающихся, то при расчете целевой капитализации нами применен страновой дисконт 20%.
Наша оценка справедливой стоимости Совкомфлота на 12 мес. составляет $ 3,6 млрд, целевая цена на акцию-$ 1,53, или 113,07 руб., что предполагает потенциал роста на 24% от текущего ценового уровня. Рекомендация — «Покупать».
Показатель |
|
Число акций, млн |
2 375 |
Доля меньшинства, млн $ |
132 |
Чистый долг, млн $ |
2 852 |
EBITDA2021Е, млн $ |
877 |
Целевой коэффициент EV/EBITDA |
8,33 |
Оценка по EV/EBITDA, млн $ |
4 322 |
Чистая прибыль 2021Е, млн $ |
296 |
Целевой коэффициент P/E |
16,13 |
Оценка по P/E, млн $ |
4 768 |
Средняя оценка капитализации, млн $ (cучетом странового дисконта) |
3 636 |
На акцию, $ |
1,53 |
Техническая картина
С технической точки зрения наблюдается среднесрочный нисходящий тренд, цена акции торгуется выше уровня поддержки, расположенного на отметке 90,5. Длинные позиции рекомендуем открывать при пробитии нисходящего тренда и закреплении выше 92,5, используя стоп-лосс.
Источник:finam.ru
Скачать в виде файла