По предварительным данным Минфина, дефицит федерального бюджета в январе-июне 2024 г незначительно сократился — до 929 млрд руб (0,5% ВВП) по сравнению с 983 млрд руб (0,5% ВВП) по итогам января-мая. Дефицит бюджета за 1П24 на +1 421 млрд рублей ниже уровня аналогичного периода прошлого года (2350 млрд руб). В соответствии с принятыми Госдумой поправками в закон о бюджете на этот год, плановый дефицит федерального бюджета в 2024 г повышен до 2,12 трлн рублей, или 1,1% ВВП (по сравнению с примерно 1,6 трлн руб. (0,9% ВВП) в законе о бюджете).
Исходя из данных Минфина, по нашей оценке, в июне мог сложиться профицит бюджета в размере около 54 млрд руб. Рост нефтегазовых доходов в годовом выражении ускорился до 41%, ненефтегазовые доходы стагнировали (+1,1% г/г), что, вероятно, связано с эффектом базы (в июне прошлого года в ненефтегазовых доходах были учтены дивиденды Сбера, а в этом году они должны прийти позже). Расходы в июне были достаточно высокими и в абсолютном значении (2,75 трлн руб) и особенно в годовом выражении (+46% г/г), но и здесь сказался эффект низкой базы июня прошлого года.
В целом данные за 6М24 показывают уверенный рост нефтегазовых доходов (+68,5%), росту которых помогла благоприятная конъюнктура цен на нефть и единовременное поступление в феврале доплаты по НДПИ на нефть за 4 квартал 2023 года. Поправки к ФЗ о бюджете предполагают сокращение нефтегазовых доходов в этом году на 519 млрд руб по отношению к действующему закону, новый годовой план составляет 10,98 трлн руб. Если экстраполировать полугодовые результаты, то он перевыполняется на 3,7%. Однако риски возможного недополучения НГД связаны с более крепким фактическим курсом рубля – так, в закон о бюджете изначально был заложен прогнозный среднегодовой курс доллара 90,1 руб., а в новых поправках он повышен до 94,7 руб. Исходя из ранее раскрывавшихся данных Минфина, за 6М24 бюджет получил дополнительных (сверх базовых) нефтегазовых доходов на 693 млрд руб. Минфин сообщает, что в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития в последующие месяцы также ожидается устойчивое превышение поступлений нефтегазовых доходов над их базовым уровнем. Дополнительные НГД не участвуют в финансировании расходов этого года, а идут на пополнение ФНБ.
Ненефтегазовые доходы за 6М24 сложились на 26,6% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Как сообщает Минфин, «поступления оборотных налогов, включая НДС, по итогам января-июня выросли на 17,6%, и превысили плановый уровень, что формирует устойчивую базу для дальнейшего опережающего роста доходов». В поправках к закону о бюджете прогноз ненефтегазовых доходов повышен на 516 млрд руб, что объясняется повышением прогноза экономической активности и фактической траекторией поступления крупнейших налогов. В частности, в поправках учтены поступления от доходов, которые ранее не прогнозировались, в общем объеме 173,1 млрд рублей, из них 105,3 млрд руб. доходов от перечисления части прибыли Банка России по итогам 2023 г.; прочие неналоговые доходы в части компенсационного платежа, связанного с выполнением соглашений о разделе продукции (СРП), в сумме 51,6 млрд руб., а также налог на сверхприбыль в размере 5,1 млрд руб. Пока экстраполяция полугодовых ненефтегазовых доходов отстает от годового плана примерно на 5%. В новых прогнозах заложен рост ВВП в 2024 г на 2,8% и инфляция дек/дек 5,1% — исходя из трендов к настоящему времени, особенно по инфляции, здесь есть запас роста базы для налоговых доходов.
Динамика расходов внутри года остается волатильной. За 6М24 рост расходов ускорился до 22,3% г/г (5М24 18,9% г/г), выполнено 48,6% от нового годового плана по расходам, который был увеличен на 522 млрд руб (до 37,18 трлн руб). В прошлом году в 1П23 было профинансировано 45,5% годовых расходов, за период 2018-22 гг среднее значение доли годовых расходов за 1П составляло около 43%. Это наводит на предположение, что объем расходов по итогам года может быть вновь пересмотрен в сторону повышения – так, бюджетная роспись («Электронный бюджет») уже показывает прогноз годовых расходов в размере 37,6 трлн руб.
В целом, динамика показателей бюджета пока идет близко к новому годовому плану. Возможно, дефицит по итогам года окажется несколько выше планового, тем не менее, он ожидается существенно ниже, чем в 2022-23 гг.
Предварительная оценка исполнения федерального бюджета, млрд руб.
янв-июн 23 | янв-июн 24 | изм, % | июн.23 | июн.24 | изм, % | Годовой план (№540-ФЗ от 27.11.2023) | Годовой план (законопроект № 639656-8) | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Доходы, всего | 12382 | 17093 | 38,1% | 2563 | 2804 | 9,4% | 35 065 | 35063 |
Нефтегазовые доходы | 3382 | 5698 | 68,5% | 529 | 747 | 41,3% | 11504 | 10985 |
Ненефтегазовые доходы | 9000 | 11395 | 26,6% | 2034 | 2057 | 1,1% | 23561 | 24077 |
Расходы, всего | 14732 | 18022 | 22,3% | 1883 | 2750 | 46,0% | 36661 | 37183 |
Дефицит (-)/Профицит (+) | -2350 | -929 | -60,5% | 679 | 54 | -92,1% | -1 595 | -2120 |
Источник – Минфин, * расчеты ФГ ФИНАМ
Источник: Finam.ru