За последнее время фондовый рынок пополнится новыми именами, эксперты заговорили о новом буме IPO. Однако с такой трактовкой не согласен аналитик ФГ «ФИНАМ» Леонид Делицын.
Напомним, что листинг могут провести сервис каршеринга Делимобиль, способный привлечь 350 млн долларов за 40% акций, а также торговая сеть «Вкусвилл», оцененная в 3–5 млрд долларов, «СПб Биржа», предварительная оценка которой может достигнуть 2 млрд долларов, и сервис рынка недвижимости ЦИАН, объем размещения которого можетсоставить 350–400 млн долларов.
По мнению Делицина, бум пока что проявляется не на самом рынкеIPO, а в сообщениях о намерении ряда компаний привлечь деньги на фондовом рынке. «Технически на прошлой и текущей неделе на американских рынках вообще не было крупныхIPO, если не считать бланковых компаний. На следующую неделю пока запланировано крупное размещение швейцарской компанииSportradarнаNASDAQобъемом в 500 млн долларов. Заявлять обIPOкак варианте привлечения средств на развитие никогда не вредно, и компании сообщают об этом годами», — объясняет аналитик.
Говоря об осени, Делицын отмечает, что в течение этого сезона можно ожидать очень крупныхIPOтаких американских компаний, какInstacart(доставка продуктов),DataBricks(большие данные) и Tanium(информационная безопасность). Что касается российские проектов, то, по словам эксперта, давно уже обсуждается возможноеIPOкомпанииivi, лидера среди российских онлайн-кинотеатров.
«Надо при этом иметь в виду, что компании, привлекающие средства на западных рынках, в основном, исповедуют идею быстрого роста — возможно даже, ценой прибыльности, которая нашим инвесторам вообще пока чужда. Наши инвесторы, как правило, хотели бы, чтобы публичная компания предсказуемо платила дивиденды и желательно их увеличивала. А в случаеIPOна американских биржах это довольно редкий случай. С другой стороны, наличие почти безграничной покупательной способности западных инвесторов, готовых вкладываться в компании роста, не может не воодушевлять отечественных игроков фондового рынка, потому что делает акции более ликвидными (их можно продать)», — заметил Делицын.
Он также считает, что и Санкт-Петербургская биржа, и ЦИАН могут быстро и успешно провести размещение. «Что касается российских каршеринговых сервисов, то, на мой взгляд, им будет сложнее привлечь средства таким образом. Понятно, что на дивиденды тут рассчитывать в близкой перспективе не приходится. Такой масштаб, как американские или китайские компании с амбициями захватить глобальные рынки, продемонстрировать тоже сложно, тем более что конкуренция сильна и на домашнем рынке. Поэтому такиеIPO, вероятно, будет организовать и провести сложнее», — резюмировал эксперт.