АКРА оценила «разумные сценарии» введения прогрессивного налогообложения

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) подготовило взгляд на увеличение прогрессии в налоговой системе РФ.

Аналитики АКРА оценивают, что всевозможные «разумные сценарии», предусматривающие рост ставки налога на прибыль и изменение шкалы НДФЛ, могут принести в консолидированный бюджет до 1,6% ВВП дополнительных доходов.

Максимальные оценки основываются на повышении ставок этих налогов и изменении шкалы НДФЛ, начиная с доходов, которые несколько выше среднего уровня. Минимальные оценки предполагают снижение налоговых ставок для людей с низкими доходами в рамках изменений НДФЛ.

Если налоговая реформа распространится и на другие виды налогов и обязательных платежей, такие как социальные взносы, или если произойдут более существенные изменения параметров НДФЛ и налога на прибыль, общий эффект реформы может быть значительнее и достигнуть в «некоторых разумных сценариях» 2-2,5 процентных пунктов ВВП. Однако АКРА считает такой сценарий менее вероятным.

Повышение налогов может положительно повлиять на бюджеты, не получающие средства от этих налогов. 

Как отмечают в АКРА, теоретически, средства от социальных взносов, которые поступают в бюджеты социальных фондов, используются для выплаты пенсий, обеспечения обязательного медицинского страхования (ОМС) и страхования от временной нетрудоспособности. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в большей степени распределяется между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и идет на финансирование общих нужд без конкретного предназначения, за исключением средств от НДФЛ по ставке 15%, которые идут в федеральный бюджет на лечение детей с редкими и тяжелыми заболеваниями.

Если бы доходы от этих налогов были жестко зафиксированы для определенных уровней бюджетов, то можно было бы оценить бюджетный эффект для каждого из них отдельно, уверены в АКРА. Однако на практике федеральный бюджет каждый год перераспределяет значительные суммы в виде трансфертов, чтобы поддержать солидарное пенсионное обеспечение. Таким образом, заключают эксперты, если будут приняты решения об увеличении прогрессивности налоговой системы путем изменения социальных взносов, а не НДФЛ, это скорее улучшит положение федерального бюджета, чем социальных фондов. Это произойдет потому, что уменьшится необходимость в федеральных трансфертах для покрытия дефицита солидарной пенсионной системы.

Рост прогрессии в налоговой системе затрагивает очень много смежных тем, а техническая реализация этой инициативы существенно повлияет на эффект от реформы, отмечают эксперты АКРА. Эффективность и справедливость налогообложения зависят не только от НДФЛ, но и от остальной налоговой и социальной системы.

Вопросы, такие как индексация границ налоговых ставок и точка, с которой начинается прогрессивное налогообложение, играют важную роль. Большая прогрессия и шаги в налоговой шкале могут создать для компаний и работников новые стимулы переходить к неформальной занятости или так называемым «серым» схемам.

Источник: Finam.ru