Центробанк определился с моделью цифрового рубля, хоть она и не всем понравилась

МОСКВА (Рейтер) — Российский Центробанк после консультаций с банками и бизнесом склоняется к двухуровневой модели цифрового рубля, при которой регулятор открывает и ведет кошельки банкам и финансовым посредникам в цифровых рублях, а те, в свою очередь, обслуживают кошельки клиентов — физических и юридических лиц.

«Склоняемся к модели D, которая позволяет сохранить двухуровневую систему, которая у нас есть, и плюс, дать дополнительное преимущество гражданам, компаниям и государству с точки зрения ускорения расчетов, повышения их безопасности, сокращения издержек, повышения финансовой доступности», — сказал директор департамента финансовых технологий ЦБР Иван Зимин на заседании РСПП, посвященном цифровому рублю.

Банк России в конце 2020 года опубликовал доклад о цифровом рубле и предложил участниками рынка обсудить четыре модели цифровой валюты.

Большинство банкиров выступало за модель D, которая позволит банкам быть вовлеченными в процесс открытия кошельков и их обслуживания.

An exterior view shows Russia's Central Bank headquarters in Moscow, Russia March 29, 2021. A sign reads: Центральный банк создаст платформу цифровой валюты и будет проводить ее эмиссию, предоставив доступ к ней физическим и юридическим лицам через посредников. Каждому клиенту открывается только один кошелек в цифровых рублях.

Доступ клиента к кошельку в такой модели для проведения расчетов может осуществляться через любой банк или через иного финансового посредника, подключенного к платформе.

«Кошелек не будет завязан только на той кредитной организации, которая изначально его открыла… при прохождении определенных процедур финансового контроля можно будет попасть в свой же кошелёк и через другую организацию… На наш взгляд, это действительно повышает доступность и снижает «платежное рабство», — сказал Зимин.

Банки и финансовые посредники будут проводить процедуры противодействия отмыванию доходов и после этого открывать кошельки клиентам на платформе цифровой валюты ЦБР, предоставлять клиентам мобильные приложения для осуществления расчетов по кошелькам в системе и проводить на платформе ЦБР расчеты по поручению клиентов.

«Немаловажная тема, связанная с отслеживанием маркирования цифровых рублей, отслеживанием цепочки расчетов, и разумеется, офлайн-режим», — сказал Зимин.

По его словам, цифровой рубль позволит создать новую инфраструктуру для платежей, которая будет предусматривать возможность создания смарт-контрактов с доступом к другим информационным системам, которые должны использоваться для того, чтобы определенные условия смарт-контрактов были реализованы.
«Технология распределенных реестров — как один из элементов, но не единственный для этой платформы», — сказал Зимин о том, на чем будет построена инфраструктура.

Концепцию цифрового рубля ЦБР сформулирует в ближайшую неделю. Регулятор изложит свое видение по результатам обратной связи с рынком, после чего будут прорабатываться организационно-правовые вопросы создания цифрового рубля.

Выбор модели D, где банки остаются посредниками для обслуживания расчетов в цифровых рублях, понравился не всем корпорациям в РСПП.

«Я видел, оппоненты реагировали по-разному, понятно, что бизнесу чем меньше посредников, тем лучше, но все-таки большая часть респондентов голосовала за модель D, двухуровневую модель, где Банк России открывает кошельки банкам, а банки открывают на этой же платформе кошельки клиентам и доступ к этим кошелькам и проведение расчетов будет происходить именно через инфраструктуру кредитной организации», — сказал Зимин.

«То, что система дрейфует к варианту D, у меня лично восторга не вызывает», — сказал профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Константин Корищенко, бывший зампред ЦБР.

По его мнению, в этой модели инфраструктура цифрового рубля по сути является современной платежной системой.

«Концепция очень размыта… по сути, это вариант системы быстрых платежей, просто счет или кошелек переносится с баланса банка в Центробанк, это просто модифицированная СБП», — сказал Корищенко. «Та возможность, которая закладывалась изначально в цифровые валюты центробанков — прямое взаимодействие клиента с центробанком и отсутствие посредника в варианте D, она изъята в значительной степени», — сказал он.

Глава ЦБР Эльвира Набиуллина говорила в конце марта, что регулятор намерен в этом году создать прототип цифрового рубля, и затем целый год будет его тестировать, после чего — постепенно внедрять в оборот.

(Елена Фабричная. Редактор Дмитрий Антонов)

Источник