Высокоактивные акции Tesla еще могут продолжить ралли

Акции производителя электромобилей Tesla, одни из самых ярких представителей акций роста, начали 2023 год сильным ралли, увеличившись в стоимости двукратно с начала января и развернув нисходящую тенденцию прошлого года, оставив, по нашей оценке, умеренный апсайд 18,8%. Один из пионеров на рынке электромобилей за год практически удвоил свою заявленную производственную мощность до 1,9 млн машин в год, а к 2030 году ставит амбициозную цель по ежегодной продаже 20 млн автомобилей, включая грузовой транспорт.

TSLA

Покупать

Целевая цена (дек. 2023 г.), $

240,00

Текущая цена*, $

202,04

Потенциал роста

18,8%

ISIN

US88160R1014

Капитализация, млрд $

639,3

EV, млрд $

617,9

Количество акций, млн

3 164,1

Free float

85%

Финансовые показатели, млрд $

Показатель

2022

2023E

2024E

Выручка

81,5

93,1

138,2

EBITDA

19,0

19,8

26,8

EBIT

15,2

15,0

21,2

Чистая прибыль

14,1

13,4

19,2

Дивиденд, $

0,0

0,0

0,0

Показатели рентабельности

Показатель

2022

2023E

2024E

Маржа EBITDA

23,3%

21,2%

19,4%

Маржа EBIT

18,7%

16,1%

15,3%

Чистая маржа

17,4%

14,4%

13,9%

Мультипликаторы

Показатель

LTM

NTM

EV/EBITDA

35,8

29,3

P/E

55,7

47,8

EV/Sales

7,6

5,8

По нашей оценке, целевая цена акций Tesla на декабрь 2023 г. составляет $ 240,0, что подразумевает апсайд 18,8%. Исходя из потенциала, мы присваиваем акциям рейтинг «Покупать».

Tesla — производитель электромобилей. Компания выпускает седаны, но на 2023 год запланирован запуск серийного производства первого грузового автомобиля.

Бумаги Tesla — яркие представители акций роста. Автопроизводитель в 2022 г. заработал рекордную выручку $ 81,5 млрд (+51% г/г), продав 1,3 млн автомобилей (+47% г/г). Компания ставит амбициозный план по увеличению продаж до 20 млн машин в год к 2030 году, что потребует агрессивного расширения производства в течение следующих лет.

Акции Tesla торгуются дешево по сравнению с собственными историческими мультипликаторами,несмотря на бурный рост с начала 2023 г.

Компании «зеленого энергоперехода» торгуются с высокими мультипликаторами. Сравнение же с производителями автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), на наш взгляд, не оправданно, так как рынок «экологически чистых» автомобилей растет и, как предполагается, продолжит расти более быстрыми темпами, чем традиционный автопром, за счет «зеленой повестки» крупнейших экономик мира, стремящихся снизить выбросы в атмосферу от машин с ДВС.

Tesla вышла на окупаемость по чистой прибыли в 2020 году, в то время как прочим производителям «чистых автомобилей» (в том числе гибридных и полностью электрических) только предстоит выйти на самоокупаемость.

По оценке методом дисконтированных денежных потоков, целевая цена акций Tesla составляет $ 240,0, апсайд — 18,8%.

Среди рисков отметим, что акции Tesla являются акциями роста, которые чувствительны к стоимости капитала.

Высокая оценка стоимости Tesla по традиционным мультипликаторам основывается на планах по агрессивному увеличению производственных мощностей до конца десятилетия. Задержки в введении в эксплуатацию новых заводов или снижение спроса на автомобили Tesla из-за развития предложения другими производителями могут привести к сильным колебаниям стоимости акций Tesla.

Сегмент экологически чистого транспорта пользуется различными мерами государственной поддержки (стимулирование производства и потребления). Однако дальнейшее развитие этого рынка приведет к сокращению мер поддержки, что замедлит развитие данного сектора.

Описание эмитента

Ежегодный объем производства, в ед.

1

Источник: Statista.com

Tesla — производитель полностью электрических автомобилей. Основанная в 2003 году компания вышла на NASDAQ в 2010 году. Первая модель запущена в производство в 2008 году, сейчас компания выпускает 4 легковые модели, планирует наладить серийный выпуск грузовых автомобилей.

Львиная доля выручки в 2022 году пришлась на продажу и лизинг автомобилей (88%) и сопутствующие услуги (7%). Помимо этого, доходы приносит сегмент солнечной энергетики (5%).

Акции Tesla входят в расчет индекса широкого рынка S&P 500 и NASDAQ Composite. Tesla, вошедшая в «клуб триллионеров» в октябре 2021 года, сейчас оценивается рынком в $ 640 млрд. Акции автопроизводителя являются одними из самых активных в США, отличаются более высокой волатильностью, чем широкий рынок.

Пять крупнейших акционеров держат 30% акций: Илон Маск (13,4%), Vanguard (6,9%), BlackRock (3,5%), State Street Global Advisors (3,2%), Capital World Investors (2,9%). В свободном обращении 85% акций.

Стратегия и факторы привлекательности

Акции Tesla торгуются дешевле собственных исторических значений, но дороже аналогов традиционного автопрома. По данным Reuters, среднее значение P/E NTM для автоиндустрии равно 10х, EV/EBITDA — 4,9х, тогда как Tesla стоит 48х форвардных годовых прибылей, а ее мультипликатор EV/EBITDA — 29x. Тем не менее такие значения ниже, чем оценки Tesla в прошлом.

Научитесь самостоятельно оценивать фундаментальные показатели компании, посетите онлайн-курс «Продвинутый инвестор».

2

Источник: Reuters

Премия к прочим игрокам автопромышленного сектора объясняется следующими факторами:

  • Высокие темпы роста ниши экологически чистых автомобилей. По оценке исследовательского агентства Precedence Research, мировой рынок электромобилей в 2022 году оценивался в $ 208,6 млрд, а при CAGR 23,1% в 2022–2030 гг. может превысить $ 1,1 трлн к концу десятилетия. В то же время темпы роста глобального авторынка будут медленнее: CAGR составит 4,5% в аналогичном периоде, по оценке агентства Market Research Future.
  • Высокая оценка рынком компаний энергоперехода. Прочие компании «чистой» энергии также торгуются с высокими мультипликаторами. В частности, три крупнейшие позиции индексного фонда ICLN ETF (отслеживает компании альтернативной энергетики) оцениваются рынком так:
  • Enphase Energy: P/E NTM 38x, P/E LTM 46x;
  • SolarEdge Technologies: P/E NTM 36x, P/E LTM 54x;
  • First Solar: P/E NTM 31x, P/E LTM -380x.
  • Прибыльность. В 2019 году Tesla вышла на положительную прибыль до налогов и процентов (EBIT), на положительную чистую прибыль — в 2020 году, в то время как крупнейшие по рыночной капитализации игроки рынка «чистых» автомобилей (включая гибриды) еще в процессе выхода на прибыльный уровень.

Название компании

Рыночная капитализация, млрд $

Маржа EBITDA, NTM

Маржа чистой прибыли, NTM

Li Auto

25,2

3,4%

2,2%

Rivian Automotive

19,0

-63,0%

-81,6%

Lucid Group

17,9

-48,0%

-75,5%

NIO

17,0

-4,7%

-7,3%

Polestar

11,3

-8,2%

-18,2%

Xpeng

8,4

-12,2%

-12,6%

Источник: Refinitiv

Производственная мощность

3Источник: данные компании

Агрессивные планы роста. К 2030 году Tesla планирует продавать по 20 млн автомобилей в год, напомнила председатель совета директоров компании Робин Денхольм на собрании акционеров в августе 2022 года. Амбициозный план подразумевает 15-кратное увеличение продаж по сравнению с 2022 годом и сопоставимое расширение производственных мощностей.

«Зеленая повестка» обеспечивает прочную основу для дальнейшего роста продаж электромобилей в мире. Правительства ведущих экономик установили цели по увеличению доли продаж электромобилей для достижения планов по декарбонизации.

Цели Китая, США и Европы по доле продаж электро- и гибридных автомобилей

4Источник: Международный совет по чистому транспорту (ICCT)

Господдержка. Страны, заинтересованные в развитии сегмента экологически чистого транспорта, поощряют индустрию за счет различных субсидий. Так, например, в Китае до конца 2023 года покупатели EV освобождаются от транспортного налога, а США субсидируют населению покупку электромобилей.

Стратегия. Опубликованный Илоном Маском в 2016 году «Master Plan, часть два» гласит, что Tesla планирует охватить легковой, грузовой (Cybertruck, Semis) и городской транспорт. Помимо этого, в плане затрагиваются развитие автопилотирования, каршеринга и сегмента солнечных батарей. Маск объявил, что новый «Master Plan 3» будет презентован в День инвестора, 1 марта 2023 года. В августе прошлого года Маск говорил, что третий Master Plan сфокусируется на масштабировании, а в феврале написал, что план затронет «путь к полностью устойчивому энергетическому будущему Земли».

Собственное производство в США, Китае, Европе. В январе 2023 года компания объявила об инвестициях в размере $ 3,6 млрд на расширение завода в штате Невада, планируется строительство двух предприятий: одно займется выпуском аккумуляторов типа 4680, а второе — массовым производством электрического грузовика Semi.

Удешевление производства за счет эффекта масштаба. Увеличение производства, улучшение операционной эффективности позволит Tesla снижать стоимость своих электромобилей, которые на текущий момент до́роги относительно аналогов и считаются премиальными электрокарами. Например, стоимость «старожила» рынка электромобилей Nissan Leaf начинается с $ 28 тыс., тогда как Tesla продаются от $ 44 тыс. Снижение цен увеличит их экономическую доступность покупателям, что может поддержать продажи Tesla при агрессивном увеличении их выпуска.

Динамика средней цены продажи (столбцы) и операционной рентабельности (линия)

5Источник: данные компании

Автопилот. Как заявляет CEO Tesla Илон Маск, система помощи водителю (автопилот) может быть продана миллионам владельцев Tesla со 100% валовой маржинальностью. Усовершенствование программного обеспечения и признание регуляторами безопасности полного автопилота Tesla поспособствует более широкому использованию этой функции, что положительно отразится на рентабельности автопроизводителя.

Выплаты акционерам

Tesla не выплачивала дивиденды акционерам в прошлом и не планирует распределять прибыль в виде дивидендов в будущем, предпочитая направлять все средства на расширение бизнеса.

На конференц-звонке по итогам 3-го кв. 2022 года Маск сказал, что совет директоров «в основном считает проведение бай-бэка целесообразным«. В зависимости от состояния компании и экономики Tesla может рассмотреть «значимый выкуп» в объеме $ 5–10 млрд (потенциальная доходность бай-бэка к текущей капитализации — до 1,5%).

Финансовые результаты

Выручка в 4-м кв. выросла на 37% г/г, до $ 24,3 млрд, в основном за счет увеличения объема продаж автомобилей (+31% г/г, до 405 тыс. единиц). Маск на конференц-звонке в январе заявил, что спрос в два раза превышает производственные возможности. То есть производитель не испытывает проблем со спросом и наращивает производство: в 2022 году производство запустилось на площадках в Берлине и Техасе.

Часть выручки Tesla получает от продажи ZEV-кредитов («баллы» за соответствие государственным целям по продажам электромобилей) со 100% рентабельностью другим автомобилестроителям, что оказывает положительное влияние на операционную рентабельность: в 4-м кв. производитель получил $ 467 млн (+49% г/г) от продажи ZEV-кредитов, или 12% от прибыли до налогов и процентов (EBIT).

Кроме этого, в отчетном квартале Tesla признала $ 324 млн от продажи программного обеспечения автопилота (FSD). Отложенная выручка, связанная с FSD, оценивается в $ 1 млрд.

Валовая маржа автомобильного сегмента сократилась на 4,66 п. п., до 25,9%, из-за роста стоимости сырьевых товаров, в частности лития, вывода новых площадок на полную мощность и увеличения продаж Model Y, которая имеет более высокую себестоимость, чем Model 3. Общая валовая маржа снизилась на 3,6 п. п., до 23,8%.

Маржа EBIT в 4-м кв. улучшилась на 1,3 п. п., до 16%, в основном из-за снижения расходов, связанных с оплатой труда (компенсация на основе акций и подоходный налог CEO): общие и административные расходы снизились на треть, до $ 1 млрд.

Ниже приводим динамику основных финансовых показателей, млн $:

Показатель

4К22

4К21

Изм., %

2022

2021

Изм., %

Выручка

24 318

17 719

37,2%

81 462

53 823

51,4%

Скорр. EBITDA

5 404

4 090

32,1%

19 186

11 621

65,1%

Маржа скорр. EBITDA

22,2%

23,1%

-0,9%

23,6%

21,6%

2,0%

Скорр. чистая прибыль

4 106

2 879

42,6%

14 116

7 640

84,8%

Маржа скорр. чистой прибыли

16,9%

16,2%

0,6%

17,3%

14,2%

3,1%

Источник: данные компании, Reuters, расчеты ФГ «Финам»

Ниже приводим исторические и прогнозные финансовые показатели компании, млн $:

 

2018

2019

2020

2021

2022

2023E

2024E

2025E

Отчет о прибылях и убытках

 

 

 

 

 

 

 

 

Выручка

21 461

24 578

31 536

53 823

81 462

93 082

138 172

198 591

EBITDA

2 262

2 983

6 050

11 555

18 963

19 750

26 843

32 386

EBIT

361

829

3 728

8 644

15 216

14 989

21 162

25 427

Чистая прибыль

-227

36

2 424

7 654

14 144

13 388

19 214

27 615

Рентабельность

 

 

 

 

 

 

 

 

Рентабельность EBITDA

10,5%

12,1%

19,2%

21,5%

23,3%

21,2%

19,4%

16,3%

Рентабельность чистой прибыли

-1,1%

0,1%

7,7%

14,2%

17,4%

14,4%

13,9%

13,9%

Показатели денежного потока, долга и дивидендов

 

 

 

 

 

 

 

CFO

2098

2405

5943

11497

14724

18047

22550

24717

CAPEX

2101

1432

3232

6514

7163

7725

8637

9053

CAPEX, % от выручки

9,8%

5,8%

10,2%

12,1%

8,8%

8,3%

6,3%

4,6%

FCF

-3

973

2711

4983

7561

10323

13913

15664

Чистый долг

8286

7151

-7645

-10873

-19086

-25551

-39208

-56375

Чистый долг / EBITDA

3,7

2,4

-1,3

-0,9

-1,0

-1,3

-1,5

-1,7

DPS, $

0

0

0

0

0

0

0

0

Источник: Reuters, расчеты ФГ «Финам»

Риски

«Технокороль Tesla» известен своей активностью в соцсетях, где Илон Маск делится планами по Tesla и своей предпринимательской деятельности. Так, в прошлом году эпопея по покупке предпринимателем Twitter оказала влияние на капитализацию Tesla: Маск продавал акции Tesla для финансирования сделки по покупке Twitter, также акционеры посчитали, что новое предприятие отвлечет Маска от Tesla. Кроме того, в феврале 2023 года прошло разбирательство по обвинению, что сообщения Маска в соцсетях в 2018-м по приватизации Tesla стоили инвесторам несколько миллиардов долларов из-за начавшихся после этого скачков цен на бумаги Tesla. Публичная активность Маска, вероятно, продолжит влиять на ход торгов Tesla в будущем.

Конкуренты не дремлют. Ряд крупных производителей готовится запустить в продажу новые электро- и гибридные автомобили в различных ценовых сегментах в ближайшие годы, что увеличит конкуренцию Tesla. Перспективы роста всего рынка электромобилей выглядят весьма благоприятно, но размер доли Tesla в нем будет зависеть от множества факторов. Например, в 2022 году BYD впервые обогнал Tesla по количеству проданных электромобилей: китайский производитель продал 1,9 млн машин, Tesla — 1,3 млн.

Последствия пандемии коронавируса и геополитические риски влияют на себестоимость и темпы производства. Задержки в поставках могут снизить спрос со стороны потребителей, а рост издержек — продолжить давить на рентабельность.

История роста. Капитализация Tesla, как истории роста, чувствительна к монетарной политике США и стоимости капитала. Кроме того, новости касательно инновационных технологий, таких как возобновляемая энергия, автопилот, могут вызывать сильные движения в котировках эмитента. Также рост показателей Tesla зависит от выполнения весьма амбициозных планов по увеличению производства и сохранению покупательского спроса на автомобили этого производителя.

Высокая волатильность акций. Акции Tesla исторически отличались значительно более высокой волатильностью, чем широкий рынок акций США. Высокая волатильность сопряжена с более высокими рисками.

6

Источник: Reuters

Оценка

Для оценки справедливой стоимости акций Tesla мы использовали многоступенчатую модель дисконтирования денежных потоков (DCF) с учетом периода высокого роста до 2030 года, линейного замедления темпов роста выручки до уровня терминального роста к 2050 году. Оценка терминальной стоимости проведена по модели Гордона.

в млрд долл. США

2023E

2024E

2025E

2026E

2027E

2028E

2029E

2030E

2050Е

EBIT

15,0

21,2

25,4

40,3

58,3

80,7

106,9

126,1

 

604,6

+ D&A

4,8

5,7

7,0

7,6

8,4

9,2

10,1

11,1

63,8

— Налог

-1,9

-2,9

-3,5

-5,6

-8,1

-11,2

-14,9

-17,5

-127,0

— CAPEX

-7,7

-8,6

-9,1

-9,9

-10,9

-12,0

-13,2

-14,5

-65,9

Снижение (увеличение) потребности в оборотном капитале

-0,3

-7,0

-9,4

-13,7

-20,0

-24,8

-29,1

-21,3

0,0

FCFF

9,8

8,2

10,4

18,7

27,7

41,9

59,9

83,9

475,5

Дисконтированные ДП

9,8

7,2

7,9

12,3

15,9

20,9

26,0

31,7

11,2

Приведенная стоимость ДП

642,4

 

WACC

10Y UST (дек. 2023Е)

4,5%

Премия за рыночный риск

6,5%

Бета

1,61

Норма доходности по акциям

15,0%

Доля долга

0,6%

Стоимость долга

5,3%

Ставка налога

13,9%

Посленалоговая стоимость долга

4,6%

WACC

14,9%

 

Расчет целевой цены по модели Гордона

Темп роста в постпрогнозный период (после 2050 г.)

2,5%

Приведенная стоимость ДП

642 354

FCFF терминального года (2050 г.), млн $

475 536

WACC

14,9%

Терминальная стоимость, млн $

3 910 345

Приведенная терминальная стоимость, млн $

90 561

Стоимость бизнеса, млн $

732 915

Чистая денежная позиция, млн $ (дек. 2023П)

25 551

Целевая капитализация, млн $

758 466

Целевая цена 1 акции, $

240,0

Количество акций, млн

3 164,10

Апсайд

18,8%

 

Источник: оценки ФГ «Финам»

Прогнозная цена акций Tesla на декабрь 2023 г. составляет $ 240,0 на акцию, что подразумевает апсайд 18,8% от текущей цены. Мы присваиваем акциям Tesla рейтинг «Покупать».

Медианная целевая цена акций Tesla по выборке аналитиков с исторической точностью прогнозов не менее среднего составляет, по нашим расчетам, $ 220,0 (апсайд — 7%), а рейтинг акций — 3,3 (где 5 — Strong Buy, а 1 — Strong Sell).

Оценка целевой цены акций Tesla аналитиками Mirae Asset — $ 270,0 («Покупать»), WEDBUSH SECURITIES — $ 225,0 («Держать»), BAPTISTA RESEARCH — $ 199,0 («Держать»).

Чувствительность целевой цены к основным предположениям

Стоит отметить, что оценка целевой цены Tesla чувствительна к предположению по применимому бета-коэффициенту и росту в постпрогнозном периоде. Мы использовали бета-коэффициент, рассчитанный на основе данных последних 180 дней (beta 1,61), но в прошлом акции были более чувствительны к изменениям широкого рынка (например, 5-летняя beta равна 2,12, 2-годичная beta — 1,97). Возврат акций к более высокой чувствительности к колебаниям широкого рынка может привести к переоценке компании.

 

 

Beta

 

1,35

1,61

1,71

1,97

1,98

2,12

G

1,5%

292,7

231,3

212,7

173,6

172,3

155,8

2,0%

299,4

235,5

216,2

175,9

174,6

157,6

2,5%

306,7

240,0

219,9

178,3

177,0

159,5

3,0%

314,7

244,7

223,9

180,9

179,5

161,5

Технический анализ

Акции Tesla раллируют с начала года после того, как нашли поддержку на уровне $ 100. Целью для акций служит линия нисходящего тренда, сформированного с 2021 года. Акции встретили сопротивление в районе $ 214, при преодолении этого уровня следующий уровень сопротивления расположен у $ 250. На снижении поддержками выступят уровни $ 180 и $ 150.

Как правильно оценивать силу текущего тренда и интерпретировать поведение графических индикаторов, вы узнаете на онлайн-курсе «Практический трейдинг», старт новый группы каждую неделю.

7

Источник: finam.ru

* Цены и другие рыночные данные указаны на время подготовки материала, выпущенного 17.02.2023.

* Сообщение носит информационный характер, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией или предложением приобрести упомянутые ценные бумаги. Приобретение иностранных ценных бумаг связано с дополнительными рисками.

Источник: Finam.ru