В российских компаниях бюджеты на корпоративное обучение сократились меньше, чем в международных 

 

В 2020 году только 38% российских компаний сократили бюджеты на обучение сотрудников, однако в текущем году их примеру собираются последовать уже 56% организаций. Таковы результаты онлайн-опроса о корпоративном обучении, проведенном ACCA и Antal Russia. Исследование проходило с октября по декабрь 2020 года, в нем приняли участие руководители отделов персонала и финансовых функций 64 компаний, работающих в России.

Общие выводы исследования:

  • Большинство компаний (83%), участвовавших в опросе, перевели часть обучения в прошлом году в дистанционный формат.
  • Чуть больше половины респондентов (51%) отметили сокращение бюджета на обучение в 2020 году, чаще всего в международных компаниях (58%), нежели в российских (38%).
  • В 2021 году треть компаний (30%) планируют сократить расходы на обучение персонала, в частности в 56% российских и 37% международных.
  • Годовой бюджет на обучение более 70% компаний не превышает 20% от всего HR-бюджета: 46% закладывают на обучение персонала 1-10%, 26% — 11-20%. В 9% компаний не предусмотрен бюджет на обучение сотрудников.
  • Больше половины (66%) компаний, принявших участие в исследовании, не имеют собственных обучающих центров, что в свою очередь вынуждает их (95%) обращаться к внешним провайдерам.
  • 80% компаний полностью оплачивают внешнее обучение сотрудников. Лишь 15% разделяют оплату с персоналом: 19% международных и 7% российских.
  • Zoom стал наиболее популярной платформой для онлайн-обучения сотрудников.

График: Сокращение расходов на обучение персонала в 2021 году

График: Планы по сокращению расходов на обучение персонала в 2021 году в российских и международных компаниях

Анна Шарапова, руководитель направления обучения ОЦО ПАО Ростелеком: «Самыми “горячими” темами в 2020 году по запросам для нас стали: диджитализация деятельности и организация эффективной удаленной работы. За прошлый год мы перевели обучение в онлайн-формат и планируем развивать эту практику, совершенствоваться в ней, создавая еще больше возможностей для развития и обучения наших сотрудников».

 

Обучение сотрудников финансовых служб:

  • Только 15% компаний имеют в наличии долгосрочную стратегию развития сотрудников финансовых профессий.
  • Большинство (79%) компаний закладывают бюджет на обучение сотрудников финансовой службы: 93% российских компаний и 68% международных.
  • 43% компаний полностью или частично компенсируют расходы на получение профессиональных квалификаций (например, ACCA, CIMA, CFA, аттестат профессионального бухгалтера и пр.), как в России (50%), так и за рубежом (40%).
  • Лишь 28% компаний имеют внутреннюю систему тренингов для сотрудников финансовых служб.

График: Компенсация расходов на получение профессиональных квалификаций:

Татьяна Суслова, руководитель тренерской группы академии бизнеса EY, FCCA, PMP: «Работодатели отмечают, что продуктивность онлайн-обучения ниже, чем очного, так как в учебный процесс легко вмешиваются посторонние факторы (срочные запросы коллег, звонки от руководителей, электронная почта, мессенджеры и т.п.). Поэтому в 2021 году мы получаем больше корпоративных запросов на создание и проведение программ в смешанном формате, где необходимые информационные вбросы и ответы на вопросы участников проходят онлайн, а решение практических кейсов, шторм-сессии и командная выработка решений — очно. С другой стороны, особняком стоит подготовка к квалификационным экзаменам (ACCA, CFA, CPA и т.д.). Здесь мы наблюдаем аудиторию с высокой степенью мотивации, которая, как правило, учится в нерабочее время и при этом готова к полному погружению в процесс обучения в онлайн- и офлайн-формате (предпочтения распределяются примерно 50 на 50)».