Потери операторов из-за отмены внутрисетевого роуминга будут компенсированы за счет оптимизации тарифов и не сильно скажутся ни на бизнесе телекомов, ни на абонентах. Такое мнение было высказано экспертами в ходе онлайн-конференции Finam.ru «Российские телекомы: «закон Яровой», отмена роуминга и ценовая конкуренция».
Более того, Сергей Половников, руководитель информационно-аналитического агентства Content Review, считает, что операторы уже компенсировали потери через повышение тарифов. Впрочем, констатирует он, для абонентов это повышение прошло относительно незаметно, потому что повышение проводится таким образом, что вместе с повышением платы увеличиваются пакеты услуг, хотя на сегодняшний день для большинства абонентов эти пакеты избыточны.
«Почти год продолжается спор мобильных операторов и антимонопольной службы относительно взимания платы за внутрисетевой роуминг. Изначально операторы не хотели пересматривать тарифную линейку ссылаясь на большой объем работ, позже снизили плату за исходящие звонки введя при этом плату за входящие, сейчас же речь о полноценной отмене роуминга внутри сети операторов на территории России, — напоминает историю вопроса аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Он отмечает, что по данным отчетности МТС (другие операторы не раскрывают соответствующую информацию) на роуминг в целом приходится около 5,3% выручки. «Соответственно, можно предположить, что внутрисетевой приносит примерно 1,5% от выручки. По Росстату, в июле 2018 года абонентская плата за пакет услуг сотовой связи в России составляла 288 руб. Если бы в стоимость тарифа были полностью переложена выпадающая от внутрисетевого роуминга выручка, то тариф бы подорожал примерно на 4,5 рубля. Однако, к счастью, мы живем в рыночной экономике и уровень цен зависит не только от себестоимости, но и в т.ч. от уровня конкуренции. Сейчас на рынке мобильной связи представлено 4 крупных федеральных игрока, что существенно ограничивает свободу ценообразования: если один из операторов попытается повысить цены – он неизбежно столкнется со снижением доли рынка. Эффект конкуренции сильно ограничивает возможности для повышения цен, даже при попытке одновременного повышения цен, с чем мы столкнулись в данном случае (отмена роуминга произойдет почти одновременно). Кто-то из игроков рынка всегда заинтересован в увеличении доли рынка. Приведу следующий пример. В 2018 году операторы приступили к исполнению крайне затратного для них закона Яровой. Однако, согласно Росстату, в июле 2018 стоимость пакета услуг сотовой связи выросла на 1,9% год к году (инфляция за период +2,5%), — комментирует эксперт. — Исходя из рыночных тенденций можно предположить, что операторы мобильной связи при всем желании не смогут переложить на абонентов более 20-30% выпадающей выручки, т.е. средний тариф вряд ли подорожает более чем на 1 рубль — на уровне статпогрешности. Более того, не исключено, что перманентное усиление конкуренции вскоре заставит отыграть и это повышение. Некоторые операторы уже вновь вернулись к крайне невыгодным для них безлимитным тарифам, а значит — грядет очередная ценовая война», — предупреждает г-н Нигматуллин.
По мнению Валерия Безуглова, аналитика ИК «Фридом Финанс», отмена внутрисетевого роуминга для 4-ки крупнейших сотовых операторов не сильно скажется на их бизнесе, так как совокупная выручка от данного сегмента для большой четверки (МТС, Билайн, Мегафон, Теле 2) по итогам 2017 года составляла около 32 млрд руб, большая из которых – около 10 млрд руб. приходится на МТС ввиду того, что у данной компании наибольшая доля абонентской базы в РФ – 31% или 78 млн абонентов. «Таким образом, доля выручки от внутрисетевого роуминга составляет 1,5-3% от общих доходов телекомов, если сопоставить данные за 2017 год. Кроме того, большинство операторов отменили безлимитные тарифы, установив ограничения на мобильный трафик и исходящие звонки в рамках тарифа, а плата за мобильный трафик зачастую и вовсе была одинакова внутри страны», — поясняет эксперт.
С коллегами во многом солидарен и аналитик ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын, который также считает, что операторы легко покроют затраты за счет оптимизации тарифов. «Доля роуминга в выручке операторов составляет около трёх процентов выручки. Выручка сотовых операторов “большой четвёрки” от мобильных услуг в России составляет от ста до трёхсот миллиарда рублей. Соответственно, роуминг приносит оператору от 3 до 9 млрд. руб, в зависимости от количества абонентов, — поясняет эксперт. — Повысить выручку на эти три процента операторы смогут за счёт искусной модификации тарифов, которой они и так заняты с устрашающей скоростью. Существуют абоненты, которые сидят на старых тарифах и много платят (хотя нас мало, как мне объяснила некогда директор по маркетингу одного из операторов, но они нас ценят) — и если операторы сделали для себя какие-то выводы из опыта искусственного интеллекта, который донимал абонентов звонками — то они просто не будут нас тревожить с новыми предложениями. Основной резерв, наверное, составляют предложения верхних ценовых сегментов для состоятельных абонентов. А ещё можно задействовать синергию с ШПД. К примеру, оператор предлагает мне бесплатный или дешёвый интернет — а у меня уже подключены два других фиксированных и два мобильных. Ну почему не взять, если бесплатно? В итоге пользоваться я не буду, но не буду и искать дешёвый тариф. В целом, думаю, что за счёт оптимизации тарифов операторы эти затраты покроют».