Nordgold — обновленная золотодобывающая компания возвращается на фондовый рынок

Название компании: Nord Gold plc (Nordgold)

Штаб-квартира: Москва, РФ. London, UK.

Год основания: 2012 г.

Индустрия: добыча и производство золота

Регионы присутствия: Россия, Буркина Фасо, Гвинея, Казахстан и др.

Количество сотрудников: 7800

Биржа: London Stock Exchange, Московская биржа

Дата IPO: ожидается

Дата начала торгов: ожидается

Тикер: NORD

Цена размещения: ожидается

Количество акций после размещения: 336 284226 шт. Дополнительного выпуска не производится. Акционеры намерены разместить около 25% выпущенных акций.

Привлекаемая сумма: предварительно – $1,25 млрд

Использование доходов: продающие акционеры получат всю чистую выручку от предложения. Компания не продает какие-либо акции и не будет получать никаких доходов от предложения.

Капитализация после IPO: предварительно – $5 млрд

Букраннеры: Citigroup, JP Morgan Securities plc и VTB Capital plc

Ко-букраннеры: BMO Capital Markets Limited, Credit Suisse Securities (Europe) Limited, Bank GPB International SA (член группы Газпромбанка) и Renaissance Securities (Cyprus) Limited

Официальный сайт: https://www.nordgold.com/ru/

Nordgold

Ключевые факты об IPO

Nord Gold Plc (Nordgold) – горно-металлургическая золотодобывающая компания, входящая в первую пятерку по объемам добычи золота в России, опубликовала объявление о намерении провести первичное размещение (IPO) своих акций на основном рынке Лондонской фондовой бирже (LSE) и вторичный листинг на Московской бирже. Компания рассчитывает на попадание в премиальный листинг LSE, что позволит ей войти в индексы FTSE.

9 июня Московская биржа включила акции Nord Gold Plc в раздел «Первый уровень» списка ценных бумаг, допущенных к торгам, и присвоила им тикер NORD. 10 июня на LSE было опубликовано «Подтверждение намерения разместить на Лондонской фондовой бирже», в котором были раскрыты некоторые из деталей размещения.

Предложение не предполагает размещения новых акций и будет включать вторичную продажу существующих обыкновенных акций только текущим акционером Nordgold, компанией Ocean Management Limited, владеющей 99,94% акций. Бенефициарами Ocean Management являются г-н Алексей Мордашов (35%), и его сыновья Кирилл Мордашов (32,5%) и Никита Мордашов (32,5%).

Компания планирует разместить в свободное обращение не менее 25% акций. Также предполагается опцион для андеррайтеров.

Окончательная цена предложения для IPO на LSE будет определена после процесса оформления заявок, при этом допуск в настоящее время ожидается в конце июня – начале июля.

В январе 2021 г. издание WSJ со ссылкой на свои источники сообщало, что по итогам размещения акционеры рассчитывают получить оценку капитализации компании в размере не менее $5 млрд. Если исходить из этих параметров, стоимость одной акции Nordgold при размещении может составить около $14,9, или около 1100 руб.

Такая оценка не выглядит завышенной и сохраняет потенциал для роста стоимости акций после IPO. По отношению к финансовым результатам Nordgold за 2020 г. она соответствует мультипликаторам EV/EBITDA на уровне 5,2 и P/E на уровне 8,7, что равно и даже чуть ниже средних значений для международных золотодобывающих компаний с сопоставимыми объемами добычи и структурой активов. Оценка по мультипликаторам близка, к примеру, к канадской Kinross Gold Corp, также входящей в пятерку компаний по объемам добычи золота на территории России.

Стоит отметить, что это не первый выход Nordgold на фондовый рынок. В январе 2012 года Nordgold разместила на LSE глобальные депозитарные расписки (GDR) в размере 10,6% капитала. Максимально Free float достигал 11,07% акций. Компания впоследствии объявляла целью увеличение free float до 25% и получение премиального листинга на LSE, однако статус GDR не обеспечивал такой возможности. Бумаги компании имели невысокую ликвидность и котировались с дисконтом к аналогам.

В 2015 и 2016 гг. компания провела два buyback, выкупив около 2,5% акций, а в марте 2017 г. провела делистинг, предварительно предложив миноритарным акционерам продать ей GDR за $3,45 за бумагу. В 2018 г. Nordgold в последний раз объявляла выкуп акций у оставшихся акционеров по той же цене – $3,45 за акцию. При этом компания не скрывала своих планов впоследствии вернуться на фондовый рынок в более благоприятных условиях.

Таким образом, мы видим продолжение этой истории и осуществление прежних планов Nordgold. Надо сказать, действия контролирующих акционеров оказались удачными. Делистинг и buyback по $3,45 проводились в период, когда стоимость золота колебалась от $1200 до $1300 за унцию. Компания нарастила добычу, улучшила показатели и вновь выходит на фондовый рынок, когда стоимость золота поднялась в район $1900 за унцию, а акции Nordgold могут быть оценены в районе $18-20 за штуку.

Бизнес компании

История Nordgold начинается в 2007 г., когда «Северсталь» приобрела золотые рудники «Суздаль» и «Жерек» в Казахстане, «Апрелково» в Забайкальском крае и «Нерюнгри» в Якутии, а в структуре «Северстали» было создано золотодобывающее подразделение.

Впоследствии активы подразделения приросли контрольной долей в «Бурятзолото», рудником «Березитовый» в Амурской области и рядом объектов в Буркина-Фасо и Гвинее. А в начале 2012 года Nordgold был выделен в качестве самостоятельной компании и провел размещения GDR на LSE.

В 2017 году, как было отмечено выше, Nordgold провел делистинг GDR на LSE, став частной компанией. За эти годы компания приросла запасами золота в Якутии. В 2015 г. Nordgold получил лицензию на разведку и добычу золота на проекте «Гросс» в Республике Саха (Якутия). Компания осуществила этот проект с нуля. В 2018 г. рудник «Гросс» был введен в эксплуатацию, став ключевым активом Nordgold с высокой эффективностью добычи и большими запасами этого и прилегающих районов.

В настоящее время Nordgold является третьей по объемам добычи золота среди компаний российского происхождения и пятой по объемам добычи золота на территории России.

Nordgold — международная компания с широкой диверсификацией регионов добычи золота. Компания владеет портфелем из девяти рудников, расположенных в России, Казахстане, Буркина-Фасо и Гвинее. Основными добывающими активами Nordgold на сегодня являются рудники «Гросс» и «Таборный» (Якутия), «Ирокинда» и «Холбинский» («Бурятзолото»), «Березитовый» (Амурская обл.), «Суздаль» (Казахстан), «Bissa», «Bouly» и «Taparko» (Буркина Фасо), «Lefa» (Гвинея).

Nordgold: структура добычи и запасов по регионам (2020 г.)

Nordgold: структура добычи и запасов по регионам (2020 г.)

Для дальнейшего развития Nordgold также располагает несколькими перспективными проектами с локализованными ресурсами на стадии технико-экономического обоснования, а также портфелем геологоразведочных проектов и лицензий в Буркина-Фасо, России, Французской Гвиане и Канаде.

В их числе – проект «Урях» в Иркутской области России; быстроразвивающийся золоторудный проект «Токко», расположенный рядом с рудником «Гросс»; золоторудное месторождение «Montagne d’Or» на северо-западе Французской Гвианы, в котором Nordgold принадлежит 55,01% (остальные 44,99% – канадской компании Columbus Gold Corp); а также проект с высоким содержанием золота на стадии разведки «Pistol Bay», расположенный на берегу Гудзонова залива в провинции Нунавут на севере Канады.

Динамика ключевых операционных показателей

2020 г.

2019 г.

2018 г.

Производство аффинированного золота, тыс. унций

1 045,6

1 041,1

907,0

Продажи золота, тыс. унций

1 046,3

1 034,5

901,7

Средняя цена реализации, $ за унцию

1 779

1 399

1 268

Денежные затраты (TCC), $/унция

751

722

712

Общие затраты (AISC), $/унция

1024

1023

1051

Источник: данные компании

Nordgold декларирует свою долгосрочную стратегическую цель – стать лучшей в своем классе, конкурентоспособной на мировом рынке золотодобывающей компанией и лидером отрасли с точки зрения здоровья и безопасности, ESG, операционной эффективности и качества портфеля активов.

В последние годы компания инвестировала в модернизацию своих технологий, централизацию информационных систем и контроль работы своего оборудования и программного обеспечения с учетом передовой международной практики, а также меры по обеспечению кибербезопасности своих компьютерных систем.

Дивидендная политика

Nordgold с 2013 года регулярно платит дивиденды акционерам. В марте 2021 г. Nord Gold Plc приняла новую дивидендную политику. Дивиденды будут выплачиваться дважды в год по результатам полугодия, что совпадает с периодичностью финансовой отчетности. Начиная с 2022 года компания намерена распределять на дивиденды не менее 50% свободного денежного потока до учета капитальных вложений в развитие (т.е. вычитая только капитальные затраты на поддержание деятельности) при условии, что соотношение чистого долга к EBITDA за последние 12 месяцев будет не выше 1,5. На конец 2020 года соотношение чистого долга к EBITDA составило 0,2х.

По итогам финансовых результатов 2021 года Nordgold намерен направить на дивиденды не менее $400 млн, которые будут выплачены двумя равными частями по итогам полугодовых и годовых результатов. Таким образом, инвесторы на IPO будут иметь шанс купить акции уже с дивидендами, которые за год составят около $1,2 на акцию. Если размещение состоится по цене в районе $15 за акцию, дивидендная доходность по акциям для покупателей составит не менее 8%.

Факторы привлекательности

— Положение на рынке. Nordgold входит в топ-3 по общим объемам добычи среди золотодобывающих компаний российского происхождения и в топ-5 компаний по объемам добычи золота в РФ.

— Хорошая динамика роста. Nordgold демонстрирует средние темпы роста добычи (CAGR) на уровне 15%. В период с 2008 по 2020 гг. производство золота увеличилось с 193 тыс. унций до 1046 тыс. унций.

— Качественная ресурсная база. Nordgold располагает 15,2 млн унций доказанных и вероятных запасов золота и 42,1 млн унций измеренных, выявленных и предполагаемых ресурсов золота (JORC). Основная и перспективная часть запасов расположена на юге Якутии в районе «Гросс».

— Географическая диверсификация активов. Nordgold управляет девятью предприятиями (в России, Казахстане, Буркина-Фасо и Гвинее) и рядом перспективных проектов в Евразии, Западной Африке, Северной и Южной Америках.

— Опыт успешного развития проектов. В период с 2013 по 2018 гг. компания Nordgold успешно построила три рудника (Bissa & Bouly в Буркина-Фасо, «Гросс» в России). Все эти рудники были построены вовремя в рамках бюджета в течение 24-месячного периода и имели короткие периоды окупаемости вложенного капитала, менее 3 лет каждый. Теперь на них приходится около половины от общего объема добычи золота Nordgold.

— Стратегия роста. Группа имеет амбициозные планы на будущее и нацелена на рост добычи примерно на 20% и улучшение AISC на 20% в течение следующих пяти лет, в основном за счет развития региона «Гросс» и снижения затрат на ее африканских рудниках.

— Наличие мажоритарного акционера, заинтересованного в росте доходов. Во многом благодаря этому Nordgold нацелен на повышение операционной эффективности своих рудников, стабильное генерирование свободного денежного потока, возврат капитала, низкую долговую нагрузку и создание долгосрочной акционерной стоимости.

— Высокая динамика финансовых показателей. Выручка компании в 2020 г. выросла на 28,5%, показатель скорректированной EBITDA – в полтора раза, прибыль – в 3,8 раза. Маржа EBITDA по итогам 2020 года составила 54,6%. Уровень долговой нагрузки сократился до 0,2х.

— Привлекательная дивидендная политика. Компания намерена распределять на дивидендные выплаты не менее 50% свободного денежного потока, а в 2021 г. направить на эти цели не менее $400 млн. При таких параметрах дивидендная доходность акций Nordgold может оказаться одной из лучших в отрасли.

Факторы риска

В регистрационном документе Nord Gold plc, подготовленном по правилам Управления по финансовому регулированию и надзору (FCA), описание общих и специфических рисков занимает более 30 страниц убористого текста. Перечислять их все не имеет смысла. Отметим некоторые из них, которые надо иметь в виду.

— На результаты деятельности Nordgold существенно влияют изменения рыночной цены на золото. Золото – не просто драгоценный металл, но и ликвидный финансовый инструмент, цена которого подвержена значительным колебаниям, трудно поддающимся прогнозированию. Nordgold, так же, как и Polymetal, в отличие от «Полюса», не хеджирует цену золота, получая полную выгоду от ее роста, но и неся риски от ее снижения. При достаточно высоких общих денежных затратах (AISC) на унцию золота, выше $1000, снижение стоимости металла на рынке ощутимо скажется на результатах Nordgold. И, кроме того, даже вне зависимости от эффективности, стоимость акций золотодобывающих компаний, как правило, прямо следует за котировками золота.

— Разведка золота и разработка рудников сопряжены с высокой степенью риска и неопределенности. Для поддержания и увеличения объемов добычи золота и замещения выработанных запасов компании необходимо расширять свою минеральную базу за счет геологоразведки. Разведка золота требует значительных затрат и сопряжена с высокой степенью риска, поскольку не всегда гарантирует успех.

— Широкая географическая диверсификация добывающих активов Nordgold, кроме позитивной, имеет и негативную сторону. Это касается проектов, расположенных в странах с неустойчивой политической системой и неразвитой системой права. Эти страны могут представлять повышенные риски в плане роста налоговой нагрузки и одностороннего изменения условий концессий и контрактов вплоть до экспроприации активов. В случае возникновения конфликтов в таких странах, как правило, будет сложно защитить свои права и собственность. Этот риск, в той или иной степени, свойственен всем международным компаниям, работающим в Африке, Латинской Америке или Центральной Азии.

Операционные и финансовые результаты

В 2020 г. Nordgold произвела 1 045,6 тыс. унций, из которых 469,9 тыс. унций добыто в России.

По итогам 2020 г. компания представила сильные финансовые результаты. Выручка выросла год к году на 29% до $1 861,4 млн, скорректированный показатель EBITDA увеличился в полтора раза до $1 016,9 млн, чистая прибыль – в 3,8 раза до $578,2 млн.

Ключевые финансовые показатели ($ млн, если не указано другое)

2020

2019

Изменение г/г

Выручка

1861,4

1448,3

28,5%

Скорректированная EBITDA

1016,9

667,3

52,4%

Маржа скорр. EBITDA

54,6%

46,1%

+8,6 п.п.

Чистая прибыль

578,2

153,8

275,9%

Свободный денежный поток

551,9

171,5

221,8%

Чистый долг

251,8

791,9

-68,2%

Чистый долг / EBITDA, x

0,2

1,2

Источник: данные компании

В соответствии с порядком, свойственным компаниям, котируемым на LSE, Nordgold публикует финансовые результаты дважды в год по итогам полугодия. Если судить по операционным показателям 1 квартала, первая половина года и 2021 год в целом обещают сильные финансовые результаты Nordgold. Компания значительно нарастила объемы добычи и переработки руды и увеличила выпуск аффинированного золота на 6,7% по сравнению с 1 кв. 2020 г. В сочетании с ростом средней цены реализации золота это должно дать существенный прирост в выручке.

Показатель

1 кв. 2021 г.

1 кв. 2020 г.

Изм., %

Добыча руды, тыс. т

14 139

10 154

39,2%

Переработка руды, тыс. т

11 504

10 171

13,1%

Производство , тыс. унций

241

226

6,7%

Средняя цена реализации золота, $/унция

1 789

1 593

12,3%

Источник: данные компании

Перед размещением компания существенно снизила долговую нагрузку, которая теперь является одной из самых низких в отрасли. В апреле 2021 г. Nordgold в полном объеме погасил семилетний кредит Сбербанка на сумму в $325 млн, полученный в 2017 г. Ранее, в начале 2021 г., Nordgold также погасил оставшуюся сумму в $200 млн пятилетнего синдицированного займа. По состоянию на 25 мая 2021 года общий долг Nordgold составлял $400 млн в форме 5-летних еврооблигаций к погашению в 2024 г. В марте 2021 года Nordgold заключил соглашение с группой международных банков о предоставлении двухлетней возобновляемой кредитной линии, привязанной к показателям компании в сфере ESG, на сумму $100 млн.

Оценка

Для оценки целевой капитализации Nord Gold plc мы использовали метод мультипликаторов.

Сравнение с международными компаниями с сопоставимыми объемами добычи и структурой активов

Компания

Market Cap, $ mln

EBITDA margin, %

EV/EBITDA 2020

EV/EBITDA 2021E

EV/EBITDA 2022E

Kirkland Lake Gold

11 429

68,9

6,1

6,3

5,2

Gold Fields

10 173

61,7

4,0

4,5

4,7

Kinross Gold

10 057

52,7

4,7

5,2

3,6

Northern Star Resources

9 720

46,2

9,2

8,6

6,4

AngloGold Ashanti

9 502

48,3

9,6

4,2

4,2

Evolution Mining

6 569

54,0

8,0

9,5

7,3

Endeavour Mining

6 164

52,4

5,8

4,8

4,9

B2Gold

5 268

66,4

4,8

4,5

4,5

SSR Mining

3 948

43,8

12,5

5,0

5,1

Alamos Gold

3 508

53,4

8,1

6,2

5,9

Медиана по аналогам

53,0

7,0

5,1

5,0

Показатели для оценки

Market Cap, $ mln

EBITDA margin, %

EBITDA 2020

EBITDA 2021E

EBITDA 2022E

Nordgold

54,6

1017

1169

1345

возможная капитализация Nordgold после размещения, $ млн

5 000

Целевая капитализация Nordgold, $ млн

6892

5743

6520

Средняя целевая капитализация, $ млн

6385

Цена акции, $

18,99

Средняя целевая капитализация, млрд руб.

459,7

Цена акции, руб.

1367,10

Апсайд

27,7%

Источники: Reuters, данные компании, расчёты и прогнозы ГК “ФИНАМ”

Для сравнения Nordgold с международными компаниями, имеющими сопоставимую капитализацию и схожую структуру активов, мы использовали мультипликатор EV/EBITDA за 2020 г. и прогнозные значения на 2021 г. и 2022 г.

Таким образом, мы оцениваем целевую капитализацию Nordgold в $6,4 млрд. Наша целевая капитализация соответствует апсайду 27,7% к предполагаемой минимальной оценке Nordgold после размещения.

Инвестиционное резюме

Nordgold — одна из ведущих российских золотодобывающих компаний, обладающая качественной ресурсной базой, хорошими перспективами роста и привлекательной дивидендной политикой. Nordgold имеет стратегию развития, нацеленную на повышение операционной эффективности своих рудников, стабильное генерирование свободного денежного потока, низкую долговую нагрузку, возврат капитала и создание долгосрочной акционерной стоимости. У компании имеется географически диверсифицированный портфель хорошо проинвестированных активов, а также портфель проектов развития с низким уровнем рисков и затрат.

Как узнать, какие компании и когда выходят на IPO в Америке?

Наличие сильного мажоритарного акционера в лице основного владельца «Северстали» Алексея Мордашова и членов его семьи, заинтересованных в росте доходов и стоимости бизнеса, должно обеспечить уверенность в будущем Nordgold.

Кроме того, приобретатели акций могут рассчитывать на выплату дивидендов в 2021 г. в размере около $1,2 на акцию двумя равными частями по результатам первого и второго полугодия.

На данный момент мы оцениваем справедливую капитализацию Nordgold в $6,4 млрд. Мы ожидаем, что акционеры, заинтересованные в успешном размещении и формировании серьезного free float в размере не менее 25% акций, установят цену размещения не выше данной оценки или даже с дисконтом к ней, чтобы заложить позитивную историю для этих ценных бумаг с потенциалом их дальнейшего роста.

Компания может быть интересна инвесторам, которые ищут растущий бизнес в защитном секторе.

Источник