План приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы исполнен лишь на четверть, что является исторически низким показателем. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты. Причины низкой результативности выполнения Плана приватизации Счетная палата видит в недостатках формирования плана и координации участников приватизационных процедур, отсутствии предпродажной подготовки, низкой инвестиционной привлекательности реализуемых активов.
«В 2017-2019 годах в Прогнозный план приватизации 58 раз вносились изменения. Приватизация 21 пакета акций была приостановлена. В План включались объекты, приватизация которых была невозможна в силу различных причин. Кроме того, анализ выявил случаи продажи обществ при отсутствии регистрации прав на недвижимое имущество, а также случаи доведения до участников торгов недостоверной информации о составе имущества, что снижало инвестиционный интерес потенциальных покупателей», – отметил на Коллегии по итогам анализа аудитор Андрей Батуркин.
Исполнение Прогнозного плана приватизации составило 25% от запланированного количества пакетов акций акционерных обществ (АО) и долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью (ООО), 22% – от акционирования федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и 23% – от количества объектов иного имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, что является самым низким показателем за последние 10 лет.
Большинство продаж осуществлено посредством публичного предложения и без объявления цены («вторичные» торги), что предполагает существенный дисконт от первоначальной цены торгов, определенной на основании отчета об оценке рыночной стоимости. Доля указанных торгов растет с каждым годом.
Как следствие, сократилось и поступление средств в федеральный бюджет от приватизации, резюмируют в Счетной палате. Если в 2017 году они составили 15,1 млрд рублей, то в 2019 году – уже 12,1 млрд рублей. Всего в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества за период 2017-2019 годов поступило 40,8 млрд рублей или 82,3% бюджетных назначений.
Однако причиной низких поступлений в федеральный бюджет в целом является отсутствие крупных продаж, отмечают в Счетной палате. Так, из девяти пакетов акций крупнейших компаний, включенных в План приватизации, реализован только один в пользу другой запланированной к приватизации акционерной компании. «Такие сделки не приводят к реальному сокращению доли государственного сектора в экономике», – подчеркнул аудитор.
Не показала особой эффективности и работа агентов по продаже федерального имущества. Около 20% объектов казны, включенных в Прогнозный план приватизации, агенты на торги не выставляли.
По итогам аудита Счетная палата направила в правительство РФ и Минфин РФ предложения по устранению нарушений и повышению эффективности приватизации.