Привлечение заключенных для строительства БАМа может быть не лучшим вариантом — эксперт

Правительство может вернуться к практике использования труда заключенных на строительстве БАМа, сообщил «Коммерсант». Данная инициатива вызывает много вопросов. В первую очередь, каковы ее правовые основания и насколько они проработаны? Да, законодательство позволяет привлекать осужденных к труду, но строительство одной из крупнейших железных дорог мира – это совсем не ординарная стройка. Ответственность здесь совершенно другая, и кто ее будет нести – непонятно. Вряд ли она будет возложена на плечи осужденных, тем более что среди тех из них, кто примет участие в проекте, имеющих специальность «строительство железных дорог», будут единицы, если будут вообще. Необходимого опыта у осужденных нет, придется привлекать к работам профессионалов, причем не только на сдачу готовых объектов, но и на само строительство. Ведь нужно будет рассказывать и показывать практически все: как строить насыпь для пути, правильно укладывать рельсошпальную решетку, как монтировать устройства сигнализации, централизации и блокировки и так далее.

Естественно, будет необходим постоянный и строжайший контроль, ведь речь идет о безопасности пассажиров и грузов, и если что-то случится, то последствия будут гораздо страшнее, более тяжкие, чем если один осужденный подастся со стройки в тайгу к комарам и медведям. Соответственно, на проекте все равно будут нужны профессионалы, которые умеют строить железные дороги в непростых условиях, причем их нужно будет много. Также профессиональным строителям нужны совершенно другие условия, как и размер заработной платы. Обеспечить это все будет непросто, потребуются не только деньги, но и другие ресурсы, решение ряда юридических, организационных и административных вопросов в масштабах государства.

Если вместе будут работать осужденные и вольнонаемные, естественно, возникает вопрос: как выстраивать отношения между ними? В отечественной истории было немало примеров такой работы, и практически всегда их отношения складывались непросто, доходило до конфликтов, причинения вреда здоровью и даже смертей. Значит, на стройку нужны еще люди, которые не просто будут охранять осужденных, но и налаживать сотрудничество между ними и сглаживать конфликты. Это потребует дополнительных средств, времени и персонала.

Важным вопросом является скорость работы осужденных: кто и как ее будет контролировать? Да, теоретически возможно применение различных норм, коэффициентов трудового участия и так далее, но проблемы не исключены. Потому что измерения у участников строительства ведутся в разных величинах. Как говорил знаменитый Федя в новелле «Напарник» х/ф «Операция “Ы” и другие приключения Шурика»: «Работа стоит, а срок идет. Ты не забывай: у тебя учет в рублях, у меня — в сутках». Даже оплата труда заключенных, без которой, кстати, не обойтись, может не дать нужного эффекта. Не исключено, что так и будет, то есть «работа будет стоять», а «срок идти», и сдать проект в срок может быть непросто. И непонятно, что делать в таком случае, как повлиять на тех, кто не настроен трудиться, а просто рад возможности покинуть опостылевшее место заключения и даже относительной свободе в непростых таежных условиях.

Модернизация Восточного полигона необходима, причем с каждым годом это становится все более острой проблемой из-за нарастающего дефицита пропускных и провозных способностей как «Транссиба», так и БАМа. Нет никакого сомнения в том, что расширять эти магистрали необходимо, но привлечение заключенных для этого может быть не лучшим вариантом, возможно, что задачу нехватки работников нужно решать другими способами. В частности, система студенческих строительных отрядов (ССО) могла бы отчасти помочь в этом проекте. Они отлично себя зарекомендовали при строительстве БАМа и могли бы помочь сейчас. Например, в стране множество железнодорожных ВУЗов, и для многих их студентов участие в модернизации Восточного полигона могло бы стать полноценной практикой, приобретением опыта работы в отрасли. Другим вариантом может стать целевое привлечение работников из других стран, конкретно для работ по модернизации Восточного полигона. Естественно, что потребуется соблюсти санитарные ограничения, обеспечить приемлемые условия и оплату для них, но это можно сделать. Если заключить, например, межгосударственное соглашение, а оплату за эти работы учитывать потом как за перевозку транзитных грузов через территорию России. Это лишь предложения, не исключено, что могут быть найдены и другие варианты обеспечения кадрами эти стройки. Сразу отказываться от привлечения заключенных к такому строительству не имеет смысла, но такой вариант требует всестороннего изучения, тщательного анализа положительных и отрицательных сторон.

Источник