НАУФОР считает избыточными ряд требований ЦБ к программам для инвестконсультирования

Национальная ассоциация участников фондового рынка направила в Банк России письмо с замечаниями к опубликованному для публичного обсуждения проекту Указания «О требованиях к программам для электронных вычислительных машин, используемым для оказания услуг по инвестиционному консультированию», в котором предлагает исключить ряд избыточных требований, не являющихся требованиями к программам или дублирующих иные нормативные акты Банка России.

НАУФОР считает необходимым исключить из проекта следующие требования:

— О ведении в электронном виде учета выполненных с помощью программы действий клиента, инвестиционного советника, являющегося индивидуальным предпринимателем, работников инвестиционного советника при определении инвестиционного профиля клиента и предоставлении индивидуальной инвестиционной рекомендации (п.1.2 Проекта);

— О формировании отчетов о предоставленных программой индивидуальных инвестиционных рекомендаций (п.1.3 Проекта);

— Об обеспечении резервного копирования содержащейся в программе информации на внешний носитель и удаленного хранения резервных копий, а также восстановления в программе такой информации с внешних носителей (п.1.5 Проекта).

Перечисленные меры дублируют предусмотренные Указанием Банка России №5014-У от 17.12.2018г. «О порядке определения инвестиционного профиля клиента инвестиционного советника, о требованиях к форме предоставления индивидуальной инвестиционной рекомендации и к осуществлению деятельности по инвестиционному консультированию» требования о хранении документов в отношении каждого клиента.

— О предотвращении несанкционированного доступа к программе (включая использование программы третьими лицами, не являющимися ее пользователями) в целях исключения возможности изменения механизма работы программы.

Данная мера дублирует нормы Положения Банка России от 17.04.2019г. №684-П «Об установлении обязательных для некредитных финансовых организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия осуществлению финансовых операций».

— О предоставлении беспрепятственного доступа к содержащейся в программе информации для лиц, уполномоченных на это в соответствии с нормативными актами Банка России, а также возможность передачи всей информации, содержащейся в программе, в случаях, объеме и порядке, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Банка России.

Как отмечается в письме НАУФОР, действующими нормативными актами не предусмотрены требования к программам, для проверки которых требуется такой доступ, не установлен состав информации, которую должны содержать программы, а также случаи, объем и порядок передачи такими программами информации.

— Требование для программ автоследования об обеспечении формирования отчетов о поручении брокеру, преобразованных программой автоследования из индивидуальных инвестиционных рекомендаций.

Такое требование должно быть предусмотрено в иных нормативных актах как требование к деятельности инвестиционного советника.

— О наличии технической документации, содержащей информацию о назначении и области применения программы, функционале программы, системных требованиях к работе программы, описание механизма работы программы.

Данные требования дублируют требования к документам для аккредитации, предусмотренными п.4.3 Указания Банка России от 27.11.2018г. №4980-У «О порядке аккредитации программ для электронных вычислительных машин, посредством которых осуществляется предоставление индивидуальных инвестиционных рекомендаций».

— О наличии сведений о методиках (включая виды и объем тестирования), датах и результатах проведенного тестирования программы, также содержащееся в п.5 Проекта, является излишним.

НАУФОР также считает излишним и противоречащим Базовому стандарту требование проекта Указания об ознакомлении клиента с информацией, предусмотренной пунктами 3.5. и 3.15 Указания банка России от 17 декабря 2018г. №5014-У.

Также замечания НАУФОР касаются пункта проекта, предусматривающего предоставление клиенту информации при использовании программы и подтверждения ознакомления с ней, поскольку программа может не предусматривать интерфейса для взаимодействия с клиентом.

Источник