«Автоподписка вбирает в себя лучшее от личных и арендных автомобилей»

В преддверии XII ежегодной Премии «Время инноваций» мы пообщались с Маратом Абдуллиным, управляющим директором сервиса «Автомобиль по подписке» ГК ВТБ Лизинг, и узнали, какой проект они решили подать на экспертную оценку в этом году.

Вы заявили на Премию «Время инноваций» сервис ВТБ Лизинг «Автомобиль по подписке». Что именно эта услуга меняет в сфере транспортной мобильности?

Во-первых, опыт потребления. Подписка дает совершенно новое ощущение от использования авто. Чтобы быть мобильным, нет необходимости проходить весь «квест владельца», а последствия неверного выбора («автомобиль не понравился») нивелируются, ведь можно выбрать другой авто. Во-вторых, появление нового игрока стимулирует рынок на дальнейшее развитие. В-третьих, сегмент автомобилей с пробегом по истечении контрактов подписки получает приток качественных авто, которые были за одним пользователем и регулярно обслуживались.

Что представляет из себя сервис? Какие у него есть особенности, с которыми автолюбители раньше не сталкивались при использовании транспорта?

Это долгосрочная аренда, которая вбирает в себя все лучшее от личных и арендных автомобилей и минимизирует их негативные свойства.

Во-первых, размер ежемесячного платежа сопоставим с полной стоимостью владения при покупке автомобиля в кредит. Полная стоимость – это все расходы на содержание: покупку, регистрацию, транспортный налог, страхование (каско, ОСАГО), комплект шин и их сезонный монтаж, регламентное техобслуживание. 

Во-вторых, клиенты отмечают избавление от необходимости обслуживать авто как одно из ключевых преимуществ. К примеру, получение автомобиля, прохождение ТО, шиномонтаж происходит без участия клиента – машину достаточно передать нашему экспедитору.

В-третьих, автомобиль в подписке позволяет гибче планировать семейный бюджет. Например, если используется на сезон, скажем для поездок на дачу в летнее время. Кто-то даже оформляет подписку взамен собственного авто, а вырученные от продажи деньги инвестирует в улучшение жилищных условий.

В-четвертых, с автоподпиской наши клиенты всегда ездят на новом. Минимальный срок использования составляет полгода, хотя популярный срок составляет примерно 12 месяцев. Эта особенность подходит тем, кто любит пробовать новинки автопрома. Согласно статистике, их доля довольно высока – 8% от числа покупателей новых авто.

Как вы считаете, удачный ли сейчас момент для развития этой услуги?

Однозначно да. Стоимость владения автомобилем за минувший год выросла почти на 40%, поэтому доступность машин для всех сегментов потребителей стала заметно ниже. Не каждый готов принимать риски, связанные с повышенным платежом, либо отдавать все свои накопления. Равно как и рассматривать автомобиль с пробегом – с ним связаны очевидные риски. Многие слышали, чем чревата покупка с рук, поэтому подписка придется таким клиентам весьма кстати.

Марочная структура рынка также претерпела серьезные изменения. По нашим оценкам, две трети автопроизводителей покинули рынок за последние месяцы, а это примерно 70% всех продаж. Взамен им пришли новые производители, в основном китайские. Потребуется время, чтобы новые марки заслужили доверие россиян.

На кого рассчитаны автомобили по подписке? Какой портрет у вашего пользователя?

Это жители мегаполисов в возрасте около 40 лет с ежемесячным доходом свыше 150 тыс. руб., часто многодетные (2-3 ребенка), предпочитающие вкладывать собственные средства в инвестиционные инструменты, а не в покупку автомобиля. Машину они используют нерегулярно и не любят засиживаться в одной надолго (1-2 года).

Какую роль играет цифровизация в проекте? Насколько автоматизированы должны быть этапы клиентского пути?

Ключевая роль в нашем сервисе отдается Fleet Management Platform (FMP) – IT-платформе, которая автоматизирует работу с клиентами и обслуживанием автомобилей. Также в ней содержится детализированная информация по всему автопарку. Фронт-решением на текущий момент является раздел в приложении интернет-банка ВТБ Онлайн. Разумеется, в планах полная автоматизация клиентского пути и взаимодействие с пользователем исключительно через мобильное приложение. При этом линия поддержки круглосуточно доступна в режиме 24/7 при непредвиденных обстоятельствах, которые могут произойти на дороге.

Источник: Finam.ru