Новая дружба РФ и Белоруссии пока не вылилась в компенсацию за «грязную» нефть

A flame burning natural gas is seen at the Joint stock company "Mozyr oil refinery" near the town of Mozyr, Belarus January 4, 2020. REUTERS/Vasily FedosenkoМОСКВА (Рейтер) — Белоруссия и РФ вновь сблизились после перевыборов президента республики Александра Лукашенко, но заверения в дружбе и обещания партнёрства пока не ускорили разрешение вопросов в энергетической отрасли: например, Белнефтехим до сих пор не получил компенсацию за загрязненную нефть, говорят источники в отрасли.

По словам двух из них, Москва затягивает с решением вопроса о возмещении ущерба за «грязную» нефть, поскольку он увязан с переговорами о поставках сырья на белорусские НПЗ в 2021 году, а также с ценой на российский газ.

Белнефтехим надеется получить более $61 миллиона за 563.000 тонн некондиционной нефти, исходя из обещанного Транснефтью возмещения в $15 за баррель, сообщал Интерфакс. Причем ещё в прошлом году Минск для частичной компенсации потерь внепланово повысил тарифы на прокачку нефти по территории Белоруссии на 3,7%.

«Переговоры (о компенсации) являются частью более широких отношений — поставок нефти и газа на следующий год», — сказал один из источников.

«(Возмещение) согласовано давно, но сейчас начинаются переговоры (о поставках нефти), это еще одна карта», — добавил другой источник.

Белнефтехим и Транснефть не ответили на запросы Рейтер о комментарии.

Загрязнённая хлорорганикой нефть попала в систему Транснефти в конце апреля 2019 года и дошла до Мозырского НПЗ Белнефтехима, который является точкой на пути сырья в Европу по нефтепроводу Дружба. Мозырский НПЗ в месяц получает порядка 950.000 тонн российской нефти Urals.

Основными поставщиками сырья на Мозырский НПЗ являются Роснефть, Лукойл и Газпромнефть.

Транснефть уже выплатила компенсации французской Total, венгерскому MOL и производителям Казахстана.

Тем не менее Роснефть и её партнёры, крупные торговые компании Glencore, Trafigura и Eni, до сих пор не согласовали вопрос о компенсациях с транспортной монополией, настаивая на увеличении суммы выплат.

(Глеб Городянкин, Олеся Астахова, Владимир Солдаткин, Ольга Ягова, редактор Людмила Зараменских)

Источник