Индекс потребительской уверенности россиян вырос в 3 квартале до -12%

Индекс потребительской уверенности россиян («Потребительский индекс Иванова»- фамилия Иванов считается самой распространенной в России, а условный Иванов в обзоре является типичным представителем российского среднего класса) опустился до –15% во втором квартале 2017 года, но улучшился до –12% в третьем квартале. Индекс демонстрирует позитивный тренд с конца 2015 года, говорится в обзоре Sberbank Investment Research.

Отмечена положительная поквартальная динамика всех компонентов индекса, но наиболее заметно изменение оценки условий для совершения крупных покупок. «Мы думаем, что улучшившееся настроение связано с ростом реальных доходов в 3-м квартале 2017 г. на фоне рекордно низкой инфляции (3,4% в среднем в 3-м квартале 2017-го против 4,2 % во 2-м квартале 2017-го и 7% годом ранее). В результате оценка личного благосостояния за последние 12 месяцев улучшилась до –16% в 3-м квартале 2017 года, что является лучшим значением с конца 2014 года», — отмечают эксперты.

Несмотря на небольшое уменьшение показателя чистого найма, уровень безработицы среди респондентов уменьшился с 10,9% во втором квартале 2017-го до 10,6% в третьем квартале, что является самым низким значением за последние два года. При этом доля лиц с неполной занятостью, но желающих работать полный рабочий день составила 8,9% против 9,2% во втором квартале 2017 года и 8,2% год назад. В то же время число респондентов, которые отметили, что их компании нанимали новых сотрудников, немного уменьшилось: 9,1% по сравнению с 9,2% во втором квартале 2017-го. Кроме того, доля тех, кто утверждал, что в их компании были увольнения (или что число сотрудников сократилось за счет истощения) выросло с 40,7% во втором квартале 2017-го до 42,0%, что значительно меньше 47,4% зарегистрированных год назад. В результате индекс чистого найма составил –33,0 % в третьем квартале 2017 года по сравнению с –31,5% во втором квартале 2017 года –40,0% в третьем квартале 2016 года.

Исследование показывает ускорение роста заработной платы до 5,5% во втором квартале 2017-го по сравнению с прошлым годом, что немного меньше 6,1%, по данным официальной статистики. Официальная статистика по заработной плате включает только крупные компании, но не работников более мелких компаний и работающих неофициально. Согласно опросу, 29% респондентов получили повышение или индексацию заработной платы на 6,2% с начала года, что свидетельствует о среднем увеличении на 1,8 % для всей выборки. Согласно ответам респондентов, при увеличении заработной платы только 20% дополнительного дохода будут направлены на питание (по сравнению с 38 % доходов, которые в настоящее время тратятся на питание), 13% — на одежду и предметы домашнего обихода (в настоящее время 17%), а 12 % будут сохранены (7% в настоящее время);

Доля Ивановых, старающихся экономить на продуктах питания, уменьшилась с 71 % до 68 % в третьем квартале 2017-го. Популярность всех методов по снижению трат сократилась: совершение покупок в дешевых магазинах (уменьшилось с 68 % во втором квартале 2017 года до 64 % в третьем), использование промоакций (уменьшилось с 62 % во втором квартале 2017-го до 60 % в третьем), покупка менее дорогих продуктов (уменьшилось с 62 % во втором квартале 2017 года и до 60 % в третьем). Доля потребителей, которые посещают магазины только ради промоакций, уменьшилась с 48 % во 2-м квартале 2017 года до 45 % в 3-м квартале 2017-го. Интересно, что 20 % респондентов отметили, что вместо запланированных для готовки продуктов покупают продукты по промоакциям. Тем не менее доля Ивановых, чувствительных к уровню цен, осталась той же, что и в прошлом квартале (75%).

Несмотря на общую сдержанность Ивановых в отношении расходов на продукты питания,эксперты отмечают позитивные изменения. В чистом выражении доля клиентов, пытающихся сэкономить на непродовольственных товарах и услугах, снизилась во всех категориях. Более того, индекс упал до рекордного минимума в таких категориях, как питание вне дома, развлечения, отдых и коммунальные услуги. Доля людей, пытающихся сэкономить на развлечениях и отпусках, уменьшилась на 5 п. п. до 59% и 48% соответственно. Это еще одно подтверждение тому, что Ивановы смогли наконец позволить себе выехать за границу в третьем квартале 2017 года.

Что касается причин беспокойств населения, общая картина не изменилась в прошлом квартале. Самой серьезной проблемой, на взглядреспондентов, осталась коррупция (59%). Безработица была второй по величине проблемой и была отмечена 53% респондентов (против 55% в прошлом квартале). Беспокойство по поводу инфляции было отмечено 49% респондентов и осталось на третьем месте. Наконец, только 18% респондентов были обеспокоены обменным курсом рубля, что на 1 п. п. выше значения в предыдущем квартале;

Влияние бренда на покупку довольно низкое (только 16% намеренно ищут определенные бренды при совершении покупок). В то же время 40% всегда покупают самые дешевые товары в категории, а 45% ищут бренды в зависимости от категории. «Это противоречит представлениям о важности создания бренда, но мы считаем, что ситуация начнет меняться вместе с восстановлением реальных доходов. Ценность бренда является самой низкой в сегменте хлебобулочных изделий (21%), а самая высокая — в категории алкогольной продукции (52%) и детского питания (61%)», — комментируют специалисты.

Опрос разработан исследовательским агентством Cint по поручению Sberbank CIB и проводится ежеквартально по методике, соответствующей ежеквартальным опросам Росстата и оценкам потребительской уверенности, применяемым в ЕС. Обзор основан на итогах опроса 2300 граждан в возрасте 18–65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100 тыс. человек. Погрешность оценок ниже 2%.

Finam.ru